Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Критические заметки

Новиков Александр Павлович о местной церковной истории: достоверны ли оценки?

Как известно, постмодернизм размывает границу между фактом и вымыслом, ориентируясь на тезис «утверждаю – значит, так есть»[1]. Элементы постмодернизма четко прослеживаются в работах Александра Павловича Новикова по церковной истории Балашовского края.

Так, в 2001 г. он писал: "Около 140 лет назад на Балашовской земле возникла первая святая обитель. Начало существованию монастыря было положено в 1862 году, когда балашовский купец Илларион Иванович Иванов на собственные средства и на принадлежавшей ему земле недалеко от города основал женскую богадельню, при которой построил каменную церковь, освященную 13 июля 1862 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы"[2].

Но богадельня не может называться монастырем. Дело в том, что в XIX веке богадельни возникали повсеместно, условно их можно сравнивать с современными социальными учреждениями - домами-интернатами для престарелых и инвалидов. Для их устройства передавались благотворительные капиталы и помещения от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получали семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных. На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек [3].

А.П. Новиков называл монахиню Сарру (Ананьевскую) настоятельницей Балашовской Покровской женской общины [4], что с научной точки зрения некорректно, так как православные женские общины, также как и женские богадельни, не были монастырями. Главное отличие женской общины от монастыря заключалось в том, что в общине, даже если она создавалась с разрешения церковных властей, не практиковались монашеские постриги, а ее члены не давали монашеских обетов. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году в России было 156 женских общин [5]. Руководителей женских общин в России официально называли "начальницами" ("заведующими", "управляющими"), но не настоятельницами. Назначал их правящий архиерей. Причем начальница общины могла быть назначена из числа мирян, что в условиях официального православного монастыря второй половины XIX в. было немыслимо.

Так, первой начальницей Балашовской Покровской женской общины была крестьянка с. Терновки Балашовского уезда Екатерина Михайловна Муратова [6]. Резолюцией саратовского епископа Иоанникия начальницей (но не настоятельницей) Дубовской женской общины была назначена рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия ("по принятии ея в Саратовскую Епархию") [7]. В 1872 г. Преосвященным Иоанникием начальницей Балашовской Покровской женской общины (а не настоятельницей, как утверждает А.П. Новиков [8]) была назначена монахиня Сарра (Ананьевская) [9].

Назначение же настоятельниц происходило Св. Синодом с возведением в сан игуменьи и вручением настоятельского жезла. Так, монахиня Мария (Мандрыка), на основании Указа Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526), была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [10]. 25 мая 1885 г. в монастырской Покровской церкви (построена в 1862 г.) Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил Марии настоятельский жезл [11]. Монахиня Пановского Свято-Троицкого женского монастыря Сердобского уезда Арсения 14 марта 1905 г. была утверждена "в должности настоятельницы сего монастыря с возведением в сан игуменьи" [12]. Монахиня Троицкого Белогорского женского монастыря Царицынского уезда Еннафа 29 декабря 1914 г. была "утверждена в должности настоятельницы названного монастыря с возведением ее в сан игуменьи"[13].

Нужно особо подчеркнуть важную особенность монастыря по сравнению с женской общиной. Поступление в монастырь означало оставление мира и всех мирских отношений, монашествующий оставлял свой родной дом и семью и обретал новую семью – духовную. Основное служение монаха миру – молитва. Как правило, только в условиях монастыря возможно было прохождение его насельницами нескольких стадий монашества - инокиня, монахиня и схимонахиня. Монашествующие получали новое имя [14]. Оставление же монашества влекло за собой церковно-канонические последствия. "Человек, оставляющий монашество, - подчеркивает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, - нарушает обет, данный Самому Богу, и, как клятвопреступник, он лишается церковного общения, не может участвовать в таинствах, а значит, и вступать в церковный брак. В древности монахов, ушедших из монастыря, хоронили за оградой кладбища, как самоубийц" [15]. Все это не относилось к сестрам женской общины, т.к. они не являлись монашествующими, а сама община не являлась монастырем.

Кроме того, нужно учитывать еще два существенных исторических факта: 1) попытка монахини Сарры в 1874 г. преобразовать Покровскую женскую общину в монастырь не увенчалась успехом [16], 2) и лишь в октябре 1884 г. (уже после смерти монахини Сарры)[17] Св. Синод учредил Балашовский Покровский женский общежительный монастырь [18]. Именно с этого времени и начинается собственно история данного монастыря. Деятельность же богадельни и женской общины в 1860-1884 гг. была своего рода предпосылкой образования Балашовского Покровского женского монастыря и хронологически относится к его предыстории. Вот почему А.П. Новиков явно ошибался, когда использовал термин "монастырь" применительно к 1882 году [26] (в то время существовала женская община).

В другой статье А.П. Новиков опубликовал якобы фотографию монахини Сарры, но не сообщил - в каком документе говорится о том, что эта фотография именно монахини Сарры [20]. Нет ссылок на какие-либо источники, которые бы подтвердили заявление А.П. Новикова о том, что «Сарра вместе со всеми выходила в поле, жала и молотила пшеницу, при возведении построек носила кирпичи и отправляла другие виды чёрной работы, много трудилась на огороде и в саду, не чуждалась бывать на скотном дворе. Порою доводила себя до изнеможения, до полного упадка сил, до болезненного состояния»[21].

А.П. Новиков неизвестно откуда взял сведения о том, что женская богадельня была основана в 1862 г. На самом деле она была возведена в 1860 году [22]. Исследователь почему-то монахиню Сарру называл "рясофорной монахиней" [23], хотя в дореволюционных женских монастырях "рясофорными" могли называть только определенную категорию послушниц [24].

В стремлении "подогнать" факты под заранее выработанную схему, А.П. Новиков иногда доходил до абсурда. Как можно было, например, монахиню Сарру называть "настоятельницей", когда в документе, который обнаружил сам же А.П. Новиков, говорилось о том, что Сарру назначили "начальницей" Балашовской Покровской женской общины?[25]

Говоря о "непосредственном участии" епископа Павла (Вильчинского) в сооружении монастырского Покровского собора и пристройки к нему, А.П. Новиков не ссылался на исторические источники, допуская тем самым простое домысливание без опоры на документы. При изучении проблемы долгов Балашовского женского монастыря, А.П. Новиков проигнорировал целый ряд документов, что привело к искажению реальной картины событий [27].

То есть А.П. Новиков нередко "конструировал" местную церковную историю с помощью таких постмодернистских приемов, как смешение истории и предыстории края, подмена терминов ("богадельня - монастырь", "женская община - монастырь", "начальница женской общины - настоятельница монастыря", "рясофорная послушница - рясофорная монахиня"), придумывание никогда не существовавших исторических фактов, "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему, "фигура умолчания".

Таким образом, публикации А.П. Новикова, посвященные истории Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, биографии Преосвященного Павла (Вильчинского) нуждаются в тщательной проверке на предмет достоверности сообщаемых данных и соблюдения методологических стандартов.

Ссылки и примечания

[1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., 2005. – С.337.

[2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //"Балашовский край". Приложение к "Российскому историческому журналу". - 2001. - №1. - С.3.

[3]См. Ульянова Г. Богадельни //Сайт «Российский фонд помощи».
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857

[4]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[5]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века //Сайт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица. RU».
URL:http://www.sedmitza.ru/data/160/984/
1234/Vest1_151-161.pdf

[6]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1871. - №24. - С.420-421).

[7]См. Саратовские епархиальные ведомости". - 1871. - №22. - С.374-376.

[8]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[9]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225

[10]См. Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская //Некоммерческое электронное издательство (НЭИ) «Российская историография». – 2013. – 24 марта. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-449

[11]См. Справочная книга Саратовской епархии. – Саратов, 1912. – С. 122; Саратовские епархиальные ведомости. - 1885. - № 13. - С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и назначения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Елдашев А.М. Указ. соч.). До назначения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. СЕВ. 1905. №7. С. 224).

[12]См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1905. - №7. - С. 224.

[13]См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1915. - №4. - С. 123.

[14]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря //Исторический сайт. - 2015. - 18 января. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/; сайт «Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей». URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/

[15]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. - С.262. Об этом же, примерно, пишет архимандрит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. - 10-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - С. 431).

[16]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[17]См. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.15.

[18]См. Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская //НЭИ «Российская историография». – 2013. – 24 марта. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-449

[20]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_
zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224

[21]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225

[22]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. - 2006. - 12 мая.

[23]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[24]Выдержка из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1871. - №22. - С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1866. - № 29. - С.1037).

[25] См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225
В этой статье (2015 г.) опубликована фотокопия письма Саратовской духовной консистории от 10 ноября 1872 г. в Тульскую духовную консисторию, в котором сообщалось, что монахиня Сарра "определена начальницей Балашовской Покровской женской общины" резолюцией саратовского епископа Иоанникия от 30 октября 1872 г. (№ 5281).

[26] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[27] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 5. О причинах возникновения долгов монастыря см.: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). - М.: Перо, 2014. - С.64-68. Говоря о 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.7), исследователь не приводит конкретных данных, подсчетов, что не может не вызывать сомнений в достоверности и обоснованности сообщаемой исторической информации.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения НЭИ "Российская историография" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

| Дата размещения: 01.02.2017 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.