Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Критические заметки

Новиков Александр Павлович о местной церковной истории: достоверны ли оценки?

Как известно, постмодернизм размывает границу между фактом и вымыслом, ориентируясь на тезис «утверждаю – значит, так есть»[1]. Элементы постмодернизма четко прослеживаются в работах Александра Павловича Новикова по церковной истории Балашовского края.

Например, в 2001 г. он писал: "Около 140 лет назад на Балашовской земле возникла первая святая обитель. Начало существованию монастыря было положено в 1862 году, когда балашовский купец Илларион Иванович Иванов на собственные средства и на принадлежавшей ему земле недалеко от города основал женскую богадельню, при которой построил каменную церковь, освященную 13 июля 1862 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы"[2].

Во-первых, данная богадельня была построена не в 1862, а в 1860 году[3]. Во-вторых, богадельня не может называться монастырем. Дело в том, что в XIX веке богадельни возникали повсеместно, условно их можно сравнивать с современными социальными учреждениями - домами-интернатами для престарелых и инвалидов. Для их устройства передавались благотворительные капиталы и помещения от представителей разных сословий – дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получали семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных. На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек [4].

А.П. Новиков называл монахиню Сарру (Ананьевскую) настоятельницей Балашовской Покровской женской общины [5], что с научной точки зрения некорректно, так как православные женские общины, также как и женские богадельни, не были монастырями. Главное отличие женской общины от монастыря заключалось в том, что в общине, даже если она создавалась с разрешения церковных властей, не практиковались монашеские постриги, а ее члены не давали монашеских обетов. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году в России было 156 женских общин [6]. Руководителей женских общин в России официально называли "начальницами" ("заведующими", "управляющими"), но не настоятельницами. Назначал их правящий архиерей. Причем начальница общины могла быть назначена из числа мирян, что в условиях официального православного монастыря второй половины XIX в. было немыслимо.

Так, первой начальницей (по версии А.П. Новикова - настоятельницей) Балашовской Покровской женской общины была крестьянка с. Терновки Балашовского уезда Екатерина Михайловна Муратова [7]. Резолюцией саратовского епископа Иоанникия начальницей (но не настоятельницей) Дубовской женской общины была назначена рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия ("по принятии ея в Саратовскую Епархию") [8]. В 1872 г. Преосвященным Иоанникием начальницей Балашовской Покровской женской общины (а не настоятельницей, как утверждает А.П. Новиков [9]) была назначена монахиня Сарра (Ананьевская) [10].

Назначение же настоятельниц происходило Св. Синодом с возведением в сан игуменьи и вручением настоятельского жезла. Так, монахиня Мария (Мандрыка), на основании Указа Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526), была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [11]. 25 мая 1885 г. в монастырской Покровской церкви (построена в 1862 г.) Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил Марии настоятельский жезл [12]. Монахиня Пановского Свято-Троицкого женского монастыря Сердобского уезда Арсения 14 марта 1905 г. была утверждена "в должности настоятельницы сего монастыря с возведением в сан игуменьи" [13]. Монахиня Троицкого Белогорского женского монастыря Царицынского уезда Еннафа 29 декабря 1914 г. была "утверждена в должности настоятельницы названного монастыря с возведением ее в сан игуменьи"[14].

Нужно особо подчеркнуть важную особенность монастыря по сравнению с женской общиной. Поступление в монастырь означало оставление мира и всех мирских отношений, монашествующий оставлял свой родной дом и семью и обретал новую семью – духовную. Основное служение монаха миру – молитва. Как правило, только в условиях монастыря возможно было прохождение его насельницами нескольких стадий монашества - инокиня, монахиня и схимонахиня. Монашествующие получали новое имя [15]. Оставление же монашества влекло за собой церковно-канонические последствия. "Человек, оставляющий монашество, - подчеркивает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, - нарушает обет, данный Самому Богу, и, как клятвопреступник, он лишается церковного общения, не может участвовать в таинствах, а значит, и вступать в церковный брак. В древности монахов, ушедших из монастыря, хоронили за оградой кладбища, как самоубийц" [16]. Все это не относилось к сестрам женской общины, т.к. они не являлись монашествующими, а сама община не являлась монастырем.

Кроме того, надо учитывать еще два существенных исторических факта: 1) попытка монахини Сарры в 1874 г. преобразовать Покровскую женскую общину в монастырь не увенчалась успехом [17], 2) и лишь в октябре 1884 г. (уже после смерти монахини Сарры)[18] Св. Синод учредил Балашовский Покровский женский общежительный монастырь [19]. Именно с этого времени и начинается собственно история данного монастыря. Деятельность же богадельни и женской общины в 1860-1884 гг. была своего рода предпосылкой образования Балашовского Покровского женского монастыря и хронологически относится к его предыстории. Вот почему А.П. Новиков явно ошибался, когда использовал термин "монастырь" применительно к 1882 году [20] (в то время существовала женская община).

Таким образом, в результате "конструирования" прошлого, произведенного А.П. Новиковым, получается, что в истории Балашовского монастыря была не одна настоятельница, а три - крестьянка Е.М. Муратова, монахиня Cарра (М.В. Ананьевская) и игуменья Мария (Е.З. Мандрыка). Этого мнения А.П. Новиков, вероятно, придерживался до конца своей жизни [21], о чем свидетельствуют три его публикации, посвященные "настоятельнице" монахине Сарре, опубликованные, соответственно, 9 февраля, 1 марта и 25 марта 2015 года на сайте "Балашов. Краеведческий поиск" [22]. На самом же деле, как было показано выше (а в 2014-2016 гг. в нескольких наших книгах), игуменья Мария (Мандрыка) была первой и единственной настоятельницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [23].

В другой статье А.П. Новиков опубликовал якобы фотографию монахини Сарры, но не сообщил - в каком документе говорится о том, что эта фотография именно монахини Сарры [24]. Исследователь почему-то монахиню Сарру называл "рясофорной монахиней" [25], хотя в дореволюционных женских монастырях "рясофорными" могли называть только определенную категорию послушниц [26].

В стремлении "подогнать" факты под заранее выработанную схему, А.П. Новиков иногда доходил до абсурда. Как можно было, например, монахиню Сарру называть "настоятельницей", когда в документе, который обнаружил сам же А.П. Новиков, говорилось о том, что Сарру назначили "начальницей" Балашовской Покровской женской общины?[27]

Говоря в 2001 году о "непосредственном участии" епископа Павла (Вильчинского) в сооружении монастырского Покровского собора и пристройки к нему, А.П. Новиков не ссылался на исторические источники, допуская тем самым простое домысливание без опоры на документы. Кроме того, словосочетание "непосредственное участие" допускает участие архиерея непосредственно в самих строительных работах, что маловероятно. При изучении проблемы долгов Балашовского женского монастыря, А.П. Новиков проигнорировал целый ряд документов, что привело к искажению реальной картины событий [28].

Данный автор утверждал в 2002 году, что епископ Павел родился в 1930 году [29], не ссылаясь на какие-либо документы. Однако автор некролога, опубликованного еще в 1908 году в журнале "Саратовский духовный вестник" - официальном печатном органе Саратовской епархии - обоснованно считал, что он "родился в ноябре 1826 года" в семье "сельского священника Подольской епархии" и "скончался около 82 лет от роду"[30].

Эти данные относятся к разряду весьма достоверных. Не надо забывать, что Преосвященный Павел в 1882-1889 годах был правящим архиереем Саратовской епархии. В 1902-1908 гг. он жил на покое в Балашовском Покровском монастыре, находившемся на канонической территории все той же Саратовской епархии. Настоятельницей этого монастыря была его духовная ученица игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920), начавшая руководить обителью в годы правления епископа Павла.

В Саратовской епархии не могли не знать даты рождения своего бывшего правящего архиерея, а игуменья Мария - даты рождения своего учителя, так много доброго сделавшего для нее. Мало того, в текущих епархиальном и монастырском архивах должны были отложиться какие-то документы (или их копии), удостоверявшие его личность. Все это вместе взятое дает основание утверждать, что дата рождения (1826 г.) такого известного в России архиерея, каким был Преосвященный Павел, перед публикацией некролога, видимо, была тщательно проверена, иначе откуда могла взяться фраза - "скончался около 82 лет от роду". Нужно отметить, что в литературе 1826 год, как дату рождения епископа Павла, никто и никогда не опровергал. В 2018 году вышло посмертное издание книги А.П. Новикова об епископе Павле, где наконец-то была указана правильная дата рождения архиерея - 1826 год [31].

Кроме того, правомерно ли использование А.П. Новиковым термина "святитель" по отношению к Преосвященному Павлу без разъяснения его смысла [32]? В наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть прежде всего канонизированных архиереев. В этом смысле считать епископа Павла (Вильчинского) святителем преждевременно, т.к. он пока не канонизирован, т.е. не является святым Русской Церкви. Приведем некоторые выдержки из православных справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др."[33]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" [34]; "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" [35]. А вот самое лаконичное определение: "Святитель - святой архиерей" [36].

По этому поводу конкретно высказался Святейший Патриарх Кирилл 19 декабря 2016 года: "В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23)... святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам" [37].

В любом случае автор (или редактор) произведения, в котором затрагивается тема "святительства", должен разъяснить читателям конкретный смысл, вкладываемый в содержание термина "святитель" (просто архиерей или канонизированный архиерей), сославшись на соответствующую историко-церковную литературу.

Таким образом, А.П. Новиков осуществлял "конструирование" местной церковной истории с помощью таких постмодернистских приемов, как смешение истории и предыстории края, подмена терминов ("богадельня - монастырь", "женская община - монастырь", "начальница женской общины - настоятельница монастыря", "рясофорная послушница - рясофорная монахиня", "канонизированный архиерей (святитель) - епископ"), придумывание никогда не существовавших исторических фактов, "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему, "фигура умолчания", трактовка многозначных понятий как однозначных и др. Вот почему публикации А.П. Новикова, посвященные истории Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, биографии Преосвященного Павла (Вильчинского) нуждаются в тщательной проверке на предмет достоверности сообщаемых данных и соблюдения методологических стандартов.

Ссылки и примечания

[1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. М., 2005. С. 337.

[2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. №1. С.3.

[3]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая.

[4]См. Ульянова Г. Богадельни [Электронный ресурс].
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857 (дата обращения: 14.09.2017).

[5]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[6]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века [Электронный ресурс].
URL: http://www.sedmitza.ru/data/160/984/1234/Vest1_151-161.pdf
(дата обращения: 14.09.2017).

[7]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №24. С.420-421).

[8]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №22. С.374-376.

[9]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[10]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины, матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 176.

[11]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 148.

[12]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 122; Саратовские епархиальные ведомости. 1885. № 13. С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и назначения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 147). До назначения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. СЕВ. 1905. №7. С. 224).

[13]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1905. №7. С. 224.

[14]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1915. №4. С. 123.

[15]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.09.2017); [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/ (дата обращения: 14.09.2017).

[16]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. Саратов, 2010. С. 262. Об этом же, примерно, пишет ныне митрополит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. 10-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 431).

[17]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[18]См. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.15.

[19]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С.147.

[20] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[21]А.П. Новиков скончался 15 мая 2015 года [См. Теплов В. «Историю надо лелеять и беречь, как дитя малое…» [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe (дата обращения: 14.09.2017)].

[22]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Части I-III. [Электронный ресурс].
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_iii/14-1-0-226
(дата обращения: 14.09.2017).

[23]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: Моног. Саратов: СГЮА, 2014. С.78; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6, 147. На с. 198 данной книги было особо отмечено: "Словосочетание "первая и последняя настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря" введено в научный оборот нами" (т.е. автором этой книги); Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 165.

[24]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_
zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224
(дата обращения: 14.09.2017).

[25]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[26]См. выдержку из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №22. С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1866. № 29. С.1037).

[27] См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II.
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225 (дата обращения: 14.09.2017).
В этой статье (2015 г.) опубликована фотокопия письма Саратовской духовной консистории от 10 ноября 1872 г. в Тульскую духовную консисторию, в котором сообщалось, что монахиня Сарра "определена начальницей Балашовской Покровской женской общины" резолюцией саратовского епископа Иоанникия от 30 октября 1872 г. (№ 5281).

[28] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 5. Об основных причинах возникновения долгов монастыря см.: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С.64-68. Говоря о 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.7), исследователь не приводит конкретных данных, подсчетов, что не может не вызывать сомнений в достоверности и обоснованности сообщаемой исторической информации. В посмертном издании книги А.П. Новикова "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" (Саратов: СГЮА, 2018. С.54) уже не говорится о "непосредственном участии" епископа в возведении монастырского собора, а только о его "инициативе" и то "по всей видимости".

[29] См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2002, №1. С. 3. Называя 1930 год, как дату рождения епископа Павла, А.П. Новиков тут же, в скобках, сделал оговорку " (по другим данным - в ноябре 1826 года)". Причем, и в этом случае отсутствует ссылки на источники и литературу. Почему А.П. Новиков в 2002 году считал 1830 год более достоверной датой рождения епископа до сих пор остается загадкой. А.П. Новиков никогда и нигде не уточнял, что эта дата ошибочна.

[30] См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6, 7.

[31] См. Новикова А.П. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 7.

[32] См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24; он же. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 95.

[33] См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 14.09.2017)

[34] См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс].
URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 14.09.2017).

[35] См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс].
URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 14.09.2017).

[36] См. Святитель [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2399.htm (дата обращения: 14.09.2017).

[37] См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 14.09.2017).

[38] См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017-2018

Материал размещен с разрешения автора.

| Дата размещения: 09.07.2018 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2018. Хостинг от uCoz.