Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » К

"Конструкция-реконструкция"

"... первый том работы историка И.М. Савельевой и экономиста А.В. Полетаева получил характерное для постмодернистских подходов к истории название - «Конструирование прошлого». Данные исследователи, претендуя на новое осмысление истории, утверждают, что «в конечном счете любая реконструкция «картины мира», существовавшей в каком-либо из обществ в прошлом, все равно является конструкцией прошлой социальной реальности». В заключении ко второму тому И.М. Савельева и А.В. Полетаев идут еще дальше в своих постмодернистских фантазиях, заявляя, что прошлое «теперь для многих историков уже не то, «что было на самом деле», и даже не «реконструкция», а «образ», «репрезентация» или «конструкция».

Собственно говоря, вся их историческая концепция основана на идеалистической посылке «о знании как форме конструирования реальности». Считая, что "знание о социальной реальности одновременно является формой ее конструирования", что можно "конструировать прошлое", И.М. Савельева и А.В. Полетаев приписывают познавательной деятельности историка значение сверхестественной силы. Ведь, если до конца следовать логике этого, по сути, мистического "конструирования", то исследователь может изменить уже состоявшее прошлое и, например, "оживить" давно умерших людей.

На самом деле, историк, получая знание об объективно существующей природно-исторической реальности (действительности), конечно же, не создает, не конструирует ее, что, по понятным причинам, невозможно. Он осуществляет лишь реконструкцию, т.е. приблизительно верное отражение какого-либо фрагмента природно-исторической действительности. Достигаемая же при этом степень достоверности всегда ограничена достигнутым уровнем имеющихся знаний о данной реальности, методологической, методической и иной оснащенности исторического исследования, профессионализма самого историка, состоянием и доступностью источниковой базы.

Таким образом, словосочетание "конструирование прошлого" нельзя использовать в качестве некоего краткого определения процесса исторического исследования, т.к. оно радикально искажает его действительную суть.

С другой стороны, И.М. Савельева и А.В. Полетаев не совсем последовательны в отстаивании своей концепции истории, когда пишут: «Объем, характер и первичная обработка эмпирического материала в большинстве случаев ограничены пределами возможностей одного индивида, реконструирующего тот или иной фрагмент прошлой реальности»… «Выводы, используемые при реконструкции, также должны соотноситься с гипотезами, а не с постулатами»… «Для того, чтобы понять то или иное произведение индивидуального творчества, нужно как можно полнее изучить среду (социальную и культурную), в которой это произведение создавалось, а также попытаться воспроизвести процесс восприятия окружающей реальности автором, по возможности - реконструируя личный жизненный опыт автора, и тем самым проникнуть в его психику (сознание)».

То есть когда И.М. Савельева и А.В. Полетаев подступают к исследованию реальных исторических фактов они не могут обойтись без термина "реконструкция". Символично, что второй том своего труда авторы заканчивают словами: «… именно история является главной дисциплиной, создающей научное знание о прошлом». Легко увидеть, что эта фраза находится в полном противоречии с утверждениями этих же авторов о том, что историки «конструируют прошлое». "Конструировать" прошлое и получать "научное знание о прошлом" - далеко не одно и то же.

Данные исследователи, используя понятие-кентавр "конструкция-реконструкция", демонстрируют наличие эклектизма в своих методологических воззрениях - неизбежный итог стремления усидеть на двух стульях - субъективного идеализма и академического исторического знания" (См. Методология истории: академизм и постмодернизм. С. 13-14. Ссылки на источники и литературу см. там же).

См. книгу "Методология истории: академизм и постмодернизм".

| Дата размещения: Вчера |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2024. Хостинг от uCoz.