Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

"Церкви необходима наука". О проблемах и достижениях в историко-церковных исследованиях

Русская Церковь в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, считает соблюдение "научных академических традиций", требующих проведения систематических "специальных исследований всего наличного материала", и на этой основе формулирования "вдумчивых критических выводов"[1], - приоритетной задачей. В этой связи, Церковь, сама являющаяся крупным научным центром [2], - "безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом" [3].

Козлов Максим Евгеньевич, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, митрофорный протоиерей, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (специализировался по кафедре классической филологии - древнегреческий и латинский языки) [4], рассуждая о проблемах церковного образования и науки, говорит следующее:

1."Что касается истории, философии, политологии, мы стараемся, чтобы их объем соответствовал программам светских университетов; во всяком случае, сегодня в семинариях их преподают в объеме никак не меньшем, чем в большинстве провинциальных вузов".

2. "Время обскурантистского отношения к светским предметам в семинариях прошло, и сейчас, наверное, никто не решится озвучить идею, что социология или политология не нужна священникам, хотя, возможно, кто-то так и думает".

3. "Церкви необходима наука, и хотя далеко не каждый священник обязан быть церковным ученым, но без церковных ученых, без историков, без богословов будет просто невозможно решить огромное число задач, стоящих перед Церковью"[5].

Слова Святейшего Патриарха Кирилла и протоиерея Максима Козлова полностью относятся к историко-церковной науке, переживающей определенные трудности, вызванные прежде всего увлечением части исследователей, специализирующихся по истории Русской Церкви, постмодернизмом.

Однако, постмодернистские методологии деформирующе влияют на процесс создания современного исторического знания, что проявляется в использовании следующих приемов: в придумывании хронологии, не соответствующей реально происходившим историческим событиям; в отождествлении предыстории с собственно историей; в отсутствии ссылок на источники и литературу, или использовании "декоративных" ссылок, призванных создать видимость достоверности проведенного исследования и др. [6].

К счастью, постмодернизм пока не смог пустить глубокие корни в историко-церковных исследованиях. Для примера укажем на монографию доктора исторических наук митрополита Климента (Капалина) "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» [7]. В книге сделаны 2002 (две тысячи две) ссылки на источники и литературу при объеме самой книги в 608 страниц.

Из саратовских церковных историков обращает на себя внимание монография клирика Саратовской епархии, преподавателя Саратовской духовной семинарии, протоиерея Михаила Павловича Беликова "Старый собор и Старый город" [8]. В книге объемом 399 страниц сделаны 619 ссылок на источники и литературу. В 2015 году автор монографии стал лауреатом X открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»[9].

В книге другого клирика Саратовской епархии священника Максима Евгеньевича Плякина "Собор Саратовских святых: сборник житий" [10], в разделе "Источники", приведены более 130 наименований использованных архивных и иных документов. В основном тексте книги размещены фотокопии около 90 ценных архивных источников с указанием необходимых реквизитов. Кроме того, в книге опубликованы более трехсот изображений. Читая сборник, имеешь четкое представление - что это за изображения и каковы их источники. Так, под изображением на с. 49 имеется такая надпись: "Епископ Гермоген. Из альбома "29-й выпуск воспитанниц Саратовского епархиального женского училища". 1904 г. Из фондов Музея истории Саратовской митрополии". На с. 113 - "Кафедральный собор в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вольска (разрушен в 1930-е гг.). Нач. XX в. Из архива протоиерея Михаила Воробьева". На с. 386 - "Иеромонах Феодор (Богоявленский). 1937-1940. Из собрания А.Л. Беглова". На с. 404 - "Вид на с. Черный Затон. 1870-е гг. Из альбома П.П. Пятницкого, посвященного 100-летию Саратовской губ. Из фонда СОМК" (Саратовского областного музея краеведения - Л.К.).

Вот почему выводы, изложенные в этих произведениях, убедительны, так как подкреплены ссылками на многообразные исторические источники и литературу. Кроме того, подобные (с научной точки зрения достаточно хорошо оснащенные) историко-церковные издания, в отличие от постмодернистских опусов, легко поддаются академической экспертизе на предмет достоверности излагаемых исторических фактов.

Ссылки и примечания

1. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

2. Церковь имеет аспирантуру и докторантуру, духовные академии, научно-церковный центр "Православная энциклопедия". Церковные научные учреждения осуществляют научное и научно-методическое сопровождение новой научной специальности "Теология", реализуемой в высших учебных заведениях страны.

3. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

4. См. Максим Козлов, протоиерей [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/253316.html (дата обращения: 22.01.2019).

5. См. Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2840441.html (дата обращения: 22.01.2019). Курсив наш.

6. См. Кузеванов Л.И. Методология истории: академизм и постмодернизм: монография. М.: Российская историография, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-181; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С.175-197.

7. См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с.

8. См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с.

9. См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/9329 (дата обращения: 22.01.2019).

10. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2019

Материал размещен с разрешения автора.

| Дата размещения: 01.05.2019 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2019. Хостинг от uCoz.