Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » И

Историческая реальность или историческая действительность?

"... историк и социальный философ А.В. Лубский (1947-2020) в очерке «Действительность историческая» писал: «В классической науке понятие «объективная историческая реальность» является синонимом понятия «историческая действительность». Определение исторической действительности через понятие «объективная реальность», с одной стороны, подчеркивает важный момент – существование прошлого до сознания субъекта исторического познания, с другой стороны, не позволяет различать в теоретическом сознании историческую действительность и историческую реальность. В неклассической исторической науке существует два «мира прошлого»: мир исторической действительности и мир исторической реальности. Мир исторической действительности – это прошлое, вовлеченное в процесс исторического познания; мир исторической реальности – это образ прошлого, сконструированный в сознании субъекта исторического познания.

Некорректность расщепления единого понятия "историческая реальность (действительность)" на два ("историческая действительность" и "историческая реальность") сразу же бросается в глаза, прежде всего, ввиду его филологической несообразности. Ведь слово realis с латыни означает «вещественный, действительный». То есть слова «реальность» и «действительность» означают практически одно и то же. В академическом «Толковом словаре русского языка» понятие «реальный» расшифровывается как «действительно существующий, не воображаемый", "реальная действительность», «отвечающий действительности».

Подобный подход не нов и обусловлен субъективно-идеалистическим игнорированием объективно существующей природно-исторической действительности. Отсюда - неизбежная подмена одних понятий другими, эклектизм, релятивизм, без чего не может существовать идеализм вообще и его современная разновидность постмодернизм, в частности" (См. Методология истории: академизм и постмодернизм. С. 12-13. Ссылки на источники и литературу см. там же).

| Дата размещения: Вчера |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2024. Хостинг от uCoz.