Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

«Церковный историк». О первом номере нового научного журнала Московской духовной академии.

В 2019 году в издательстве Московской духовной академии вышел в свет первый номер нового научного журнала «Церковный историк», посвященный проблемам всеобщей церковной истории, истории Русской Церкви и истории России. Все материалы журнала проходят рецензирование и индексируются РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Цель данного издания - координировать исследования, соответствующие специальностям ВАК "Теология" и "Отечественная история".

В журнале размещены более двадцати материалов. Так, статья председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, кандидата богословия, профессора Московской духовной академии (МДА), митрофорного протоиерея Максима Евгеньевича Козлова посвящена различным историческим аспектам епископского служения. В материале доцента кафедры Церковной истории МДА, кандидата богословия, кандидата филологических наук Михаила Первушина исследуются вопросы методологии преподавания церковно-исторической науки.

Статья диакона Димитрия Ларионова информирует о жизни и научной деятельности доктора церковной истории, ординарного профессора кафедры русской церковной истории Казанской духовной академии Ивана Михайловиа Покровского (1865-1941, на снимке). Магистрант МДА Ярослав Михайлович Галицкий рассматривает особенности процесса христианизации коренных народов Обского Севера, который являлся важным элементом колониальной политики Российского государства в Западной Сибири, начиная с царствования Ивана Грозного.

В статье священника Сергия Спицына исследуется историческая ситуация в России, сложившаяся после выхода в свет Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Указ предоставил свободу всем вероисповеданиям, но никак не отразился на положении Русской Церкви. В статье кандидата богословия, доцента кафедры Церковной истории МДА Павла Евгеньевича Липовецкого раскрывается отношение православных публицистов консервативного направления к событиям Первой русской революции 1905-1907 гг.

Материал магистранта МДА Кирилла Александровича Баталова посвящен особенностям переписки заключенных концентрационных лагерей СССР в 1920–30 гг. на примере Соловецкого лагеря. Описаны как доставка официальной почты, так и неофициальные каналы общения между заключенными. Раскрыта роль узников из числа духовенства в обороте писем и посылок, сравниваются особенности переписки заключенных в Российской империи и в СССР. Кандидат богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории МДА Алексей Константинович Светозарский изучил процесс возобновление богословской и духовной жизни Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой лавры в 1948 году. В статье студента бакалавриата МДА Вячеслава Александровича Гончаренко рассматриваются особенности советского документального кино о жизни и деятельности Русской Православной Церкви в советском государстве. Интересно, что в СССР, начиная с 1945 года, были сняты фильмы с нейтральным или даже позитивным отношением к Церкви [1].

Думается, что новый журнал будет хорошим подспорьем в проведении научных исследований, активно поддерживаемых Патриархией. Так, Святейший Патриарх Кирилл считает приоритетной задачей соблюдение "научных академических традиций", требующих проведения систематических "специальных исследований всего наличного материала", и на этой основе формулирования "вдумчивых критических выводов"[2]. В этой связи, Церковь, сама являющаяся крупным научным центром [3], - "безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах... всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом" [4].

Козлов Максим Евгеньевич, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (специализировался по кафедре классической филологии - древнегреческий и латинский языки) [5], рассуждая о проблемах церковного образования и науки, говорит следующее:

1."Что касается истории, философии, политологии, мы стараемся, чтобы их объем соответствовал программам светских университетов; во всяком случае, сегодня в семинариях их преподают в объеме никак не меньшем, чем в большинстве провинциальных вузов".

2. "Время обскурантистского отношения к светским предметам в семинариях прошло, и сейчас, наверное, никто не решится озвучить идею, что социология или политология не нужна священникам, хотя, возможно, кто-то так и думает".

3. "Церкви необходима наука, и хотя далеко не каждый священник обязан быть церковным ученым, но без церковных ученых, без историков, без богословов будет просто невозможно решить огромное число задач, стоящих перед Церковью"[6].

Слова Святейшего Патриарха Кирилла и митрофорного протоиерея Максима Козлова полностью относятся к историко-церковной науке, переживающей определенные трудности, вызванные прежде всего увлечением части исследователей, специализирующихся по истории Русской Церкви, постмодернизмом.

Однако, постмодернистские методологии деформирующе влияют на процесс создания современного исторического знания, что проявляется в использовании следующих приемов: в придумывании хронологии, не соответствующей реально происходившим историческим событиям; в отождествлении предыстории с собственно историей; в отсутствии ссылок на источники и литературу, или использовании "декоративных" ссылок, призванных создать видимость достоверности проведенного исследования и др. [7].

К счастью, постмодернизм пока не смог пустить глубокие корни в историко-церковных исследованиях. Для примера укажем на монографию доктора исторических наук митрополита Климента (Капалина) "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» [8]. В книге сделаны 2002 (две тысячи две) ссылки на источники и литературу при объеме самой книги в 608 страниц.

Из саратовских церковных историков обращает на себя внимание монография клирика Саратовской епархии, преподавателя Саратовской духовной семинарии, протоиерея Михаила Павловича Беликова "Старый собор и Старый город" [9]. В книге объемом 399 страниц сделаны 619 ссылок на источники и литературу. В 2015 году автор монографии стал лауреатом X открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»[10].

В книге другого клирика Саратовской епархии священника Максима Евгеньевича Плякина "Собор Саратовских святых: сборник житий" [11], в разделе "Источники", приведены более 130 наименований использованных архивных и иных документов. В основном тексте книги размещены фотокопии около 90 ценных архивных источников с указанием необходимых реквизитов. Кроме того, в книге опубликованы более трехсот изображений. Читая сборник, имеешь четкое представление - что это за изображения и каковы их источники. Так, под изображением на с. 49 имеется такая надпись: "Епископ Гермоген. Из альбома "29-й выпуск воспитанниц Саратовского епархиального женского училища". 1904 г. Из фондов Музея истории Саратовской митрополии". На с. 113 - "Кафедральный собор в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вольска (разрушен в 1930-е гг.). Нач. XX в. Из архива протоиерея Михаила Воробьева". На с. 386 - "Иеромонах Феодор (Богоявленский). 1937-1940. Из собрания А.Л. Беглова". На с. 404 - "Вид на с. Черный Затон. 1870-е гг. Из альбома П.П. Пятницкого, посвященного 100-летию Саратовской губ. Из фонда СОМК" (Саратовского областного музея краеведения - Л.К.).

Вот почему выводы, изложенные в этих произведениях, убедительны, так как подкреплены ссылками на многообразные исторические источники и литературу. Кроме того, подобные (с научной точки зрения достаточно хорошо оснащенные) историко-церковные издания, в отличие от постмодернистских опусов, легко поддаются академической экспертизе на предмет достоверности излагаемых исторических фактов.

Хотелось бы надеется, что линия на утверждение принципов научности в исследованиях и преподавании, неуклонно проводимая Учебным комитетом РПЦ, будет способствовать воспитанию плеяды высокообразованных профессиональных церковных историков, способных находить и обобщать исторические факты, касающиеся церковной истории во всей ее сложности и противоречивости. В этом смысле роль журнала "Церковный историк" трудно переоценить.

Ссылки и примечания

1. В Издательстве МДА вышел первый номер нового научного журнала «Церковный историк» [Электронный ресурс]. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/5415120.html (дата обращения: 19.04.2019); Увидел свет первый номер научного журнала МДА «Церковный историк» [Электронный ресурс]. URL: http://history-mda.ru/nov/uvidel-svet-pervyiy-nomer-nauchnogo-zhurnala-mda-tserkovnyiy-istorik_8189.html (дата обращения: 19.04.2019)

2. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

3. Церковь имеет аспирантуру и докторантуру, духовные академии, научно-церковный центр "Православная энциклопедия". Церковные научные учреждения осуществляют научное и научно-методическое сопровождение новой научной специальности "Теология", реализуемой в высших учебных заведениях страны.

4. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

5. См. Максим Козлов, протоиерей [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/253316.html (дата обращения: 22.01.2019).

6. См. Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2840441.html (дата обращения: 22.01.2019). Курсив наш.

7. См. Кузеванов Л.И. Методология истории: академизм и постмодернизм: монография. М.: Российская историография, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-181; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С.175-197.

8. См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с.

9. См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с.

10. См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/9329 (дата обращения: 22.01.2019).

11. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент, 2019

1-е изображение - церковный историк Покровский Иван Михайлович (1865-1941); 2-е изображение - обложка журнала "Церковный историк". Изображения размещены в интернете в свободном доступе.

См. Кузеванов Л.И. О журнале Санкт-Петербургской духовной академии «Актуальные вопросы церковной науки».

| Дата размещения: 04.09.2019 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2019. Хостинг от uCoz.