Навигация Главная страницаБиблиография Тематика публикаций:
Историческая энциклопедия Источники Полезная информация Выписки и комментарии Критические заметки Записки, письма, дневники Биографии и воспоминания Аннотации Обратная связь Поиск по сайту |
Статьи Главная » Статьи » Тематика » Теория и методология историиПочему словосочетание "конструирование прошлого" радикально искажает суть исторического исследования?
Первый том работы историка И.М. Савельевой и экономиста А.В. Полетаева получил характерное для постмодернистских подходов к истории название - «Конструирование прошлого». Данные исследователи, претендуя на новое осмысление истории, утверждают, что «в конечном счете любая реконструкция «картины мира», существовавшей в каком-либо из обществ в прошлом, все равно является конструкцией прошлой социальной реальности». В заключении ко второму тому И.М. Савельева и А.В. Полетаев идут еще дальше в своих постмодернистских фантазиях, заявляя, что прошлое «теперь для многих историков уже не то, «что было на самом деле», и даже не «реконструкция», а «образ», «репрезентация» или «конструкция».
Собственно говоря, вся их историческая концепция основана на идеалистической посылке «о знании как форме конструирования реальности». Считая, что "знание о социальной реальности одновременно является формой ее конструирования", что можно "конструировать прошлое", И.М. Савельева и А.В. Полетаев приписывают познавательной деятельности историка значение сверхестественной силы. Ведь, если до конца следовать логике этого, по сути, мистического "конструирования", то исследователь может изменить уже состоявшее прошлое и, например, "оживить" давно умерших людей. На самом деле, историк конечно же не конструирует (не создает) объективно существующую природно-историческую действительность (реальность) что, по понятным причинам, невозможно. Он осуществляет лишь реконструкцию - приблизительное верное описание (в сочетании с соответствующими обобщениями) фрагментов этой действительности (реальности) - на основе непосредственных наблюдений (там, где это возможно) и анализа данных, извлеченных из исторических и природно-исторических источников. Достигаемая же при этом степень достоверности всегда ограничена достигнутым уровнем имеющихся знаний о данной реальности, методологической, методической и иной оснащенности исторического исследования, профессионализма самого историка, состоянием и доступностью источниковой базы. Таким образом, словосочетание "конструирование прошлого" нельзя использовать в качестве некоего краткого определения процесса исторического исследования, т.к. оно радикально искажает его действительную суть. С другой стороны, И.М. Савельева и А.В. Полетаев не совсем последовательны в отстаивании своей концепции истории, когда пишут: «Объем, характер и первичная обработка эмпирического материала в большинстве случаев ограничены пределами возможностей одного индивида, реконструирующего тот или иной фрагмент прошлой реальности»… «Выводы, используемые при реконструкции, также должны соотноситься с гипотезами, а не с постулатами»… «Для того, чтобы понять то или иное произведение индивидуального творчества, нужно как можно полнее изучить среду (социальную и культурную), в которой это произведение создавалось, а также попытаться воспроизвести процесс восприятия окружающей реальности автором, по возможности - реконструируя личный жизненный опыт автора, и тем самым проникнуть в его психику (сознание)». То есть когда И.М. Савельева и А.В. Полетаев подступают к исследованию реальных исторических фактов они не могут обойтись без термина "реконструкция". Символично, что второй том своего труда авторы заканчивают словами: «… именно история является главной дисциплиной, создающей научное знание о прошлом». Легко увидеть, что эта фраза находится в полном противоречии с утверждениями этих же авторов о том, что историки «конструируют прошлое». "Конструировать" прошлое и получать "научное знание о прошлом" - далеко не одно и то же. ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент, 2021 (См. книгу "Методология исторического исследования: академизм и постмодернизм". С. 13. Ссылки на источники и литературу см. там же).
| Дата размещения: 29.05.2021 |
|
Аннотации
|