Навигация Главная страницаБиблиография Тематика публикаций:
Историческая энциклопедия Источники Полезная информация Выписки и комментарии Критические заметки Записки, письма, дневники Биографии и воспоминания Аннотации Обратная связь Поиск по сайту |
Статьи Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » П"Подлинный новатор". Профессор Каптерев Николай Федорович. К 175 - летию со дня рождения
Николай Федорович Каптерев (20.07.1847-31.12.1917), доктор церковной истории (1891), заслуженный профессор Московской Духовной академии (МДА) [1898], член-корреспондент Императорской Академии наук по историко-филологическому отделению (1910), лауреат Макариевской (1885) и Уваровской (1912) премий, действительный статский советник (1902; соответ. чину генерал-майора в армии), член IV Государственной думы от Московской губернии (1912-1917) и Поместного Собора Церкви Русской (1917), - родился в с. Кленово Подольского уезда Московской губернии в семье сельского священника.
Окончил Звенигородское духовное училище, Вифанскую духовную семинарию и историческое отделение МДА. В 1872 году оставлен при академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и успешно защищена в качестве диссертации магистра в МДА (науч. рук. доктор русской истории, протоиерей А.В. Горский, 1812-1875 [3]). С 1874 года доцент по кафедре древней гражданской истории МДА; экстраординарный профессор с марта 1883 года. В 1885 году успешно защитил в МДА диссертацию на соискание ученой степени доктора церковной истории о реформаторской деятельности патриарха Никона (Минова, 1605-1681) [1]. Однако всесильный обер-прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), по рекомендации зав. кафедрой истории и обличения русского раскола МДА, профессора Николая Ивановича Субботина (1827-1905), отменил решение Совета МДА и утверждение Синода, запретив публиковать работы Каптерева о патриархе Никоне [2, 4, 7]. Что же вызвало возражения Н.И. Субботина [6] в трудах Н.Ф. Катерева? Дело в том, что Николай Федорович Каптеров совершил научное открытие, не укладывавшееся в тогдашнюю официальную версию истории раскола XVII века. Основываясь на огромном архивном материале, он показал, что "древние наши церковные чины и обряды никогда никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков, только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизмененных, почему впоследствии и явилась рознь между московскими церковными чинами и обрядами и позднейшими греческими..."[7]. Кроме того, Н.Ф. Каптерев убедительно доказал, что "инициатива произвести церковную реформу, в смысле объединения наших церковных чинов, обрядов и богослужебных книг с тогдашними греческими, принадлежит не Никону, а царю Алексею Михайловичу и его духовнику – протопопу Стефану Вонифатьевичу. Они первые, еще до Никона, задумали произвести церковную реформу, ранее наметили ее общий характер и начали, до Никона, понемногу приводить ее в исполнение; они еще до Никона вызвали в Москву из Киева знающих греческий язык книжных справщиков, с помощью которых еще до Никона уже начали исправлять наши книги с греческих и, что главное, они же создали и самого Никона, как реформатора-грекофила. Никон, сделавшись патриархом, только выполнял ту программу, какая ему дана была, конечно, в самых общих чертах, царем и Стефаном Вонифатьевичем" [7]. «Самым замечательным открытием для науки,– писал видный историк Михаил Дмитриевич Приселков (1881-1941), -... открытием, прочно и решительно усвоенным как друзьями, так, кажется, и врагами, я считаю указание Николая Федоровича на то обстоятельство, что старый русский обряд (двуперстие, сугубая аллилуйя и проч.)... был в действительности старый вселенский... Троеперстие же и трегубая аллилуйя оказались позднейшим новшеством XV-XVI веков» [5]. Научные открытия Николая Федоровича Каптерева были признаны сообществом профессиональных историков еще при его жизни, а попавшие когда-то под запрет научные работы, с необходимыми дополнениями, опубликованы [см., напр., 7, 8]. В наше время Центром истории Византии и восточно-христианской культуры Института всеобщей истории Российской Академия наук ежегодно проводятся Каптеревские чтения. Как отмечается на сайте Центра, "Н. Ф. Каптерев оказался подлинным новатором, не боявшимся пересматривать устоявшиеся концепции, предлагать новые гипотезы, вызывавшие порой полемику и позволившие увидеть новые горизонты исследования. Именно это сочетание работы над неизученными и неизданными рукописными источниками с научной смелостью привлекло наше внимание к фигуре Н. Ф. Каптерева, именем которого и были названы чтения. Инициатива проведения чтений-дискуссии, где можно было бы представить и обсудить новые исследования по истории связей России с Христианским Востоком, новые открытия в архивных, рукописных и музейных собраниях, исходила от нескольких историков (С.Н. Кистерева, Л.А. Тимошиной, В.Г. Ченцовой, Н.П. Чесноковой). Первые чтения состоялись в 2003 году и позволили зародиться регулярному научному семинару-конференции... чтения объединили многих российских историков, к их работе порой удавалось привлечь и иностранных участников. С самого начала Оргкомитет Каптеревских чтений начал публиковать их материалы в виде небольших сборников, превратившихся в регулярное издание"[9]. Ссылки и примечания 1. См. Николай Федорович Каптерев. 2. См. Каптерев Николай Фёдорович. 3. См. Победоносцев Константин Петрович. 4. См. Буганов В.И., Богданов А.П. H.Ф. Каптерев и его труды. 5. Приселков М.Д. Н.Ф. Каптерев (некролог). М.Д. Приселков родился в семье протоиерея Пантелеимоновской церкви Санкт-Петербурга Дмитрия Присёлкова. В 1899 году закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского императорского университета. Научным руководителем Присёлкова был историк и филолог А.А. Шахматов. С 1909 года магистр богословия, профессор Коммерческого института (1916). В 1913 году М.Д. Присёлков защитил магистерскую диссертацию по русской истории «Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв.». Награжден орденами св. Станислава III (1907) и II (1913) степени, св. Анны III (1910) и II (1915) степени, св. Владимира IV степени (1916). В 1917 году член Поместного Собора по избранию от Петроградского университета как заместитель И.Д. Андреева, участвовал с 20 сентября по 2 октября 1917 года, член X отдела. С 1917 года доцент, с 1918 года профессор по кафедре истории культа в России, с 1920 года декан факультета общественных наук Петроградского университета. Одновременно в 1918–1919 годах заведующий кафедрой русской истории в Психоневрологическом институте и ректор Второго государственного университета, до 1923 года профессор Института народного хозяйства. 17 июня 1939 года защитил докторскую диссертацию по теме: «История русского летописания XI-XV вв.». Назначен заведующим кафедрой истории СССР и деканом исторического факультета ЛГУ. Подвергался репрессиям, реабилитирован в 1953 году (См. Присёлков Михаил Дмитриевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/Присёлков,_Михаил_Дмитриевич (дата обращения: 25.11. 2021). 6. См. Субботин Н.И. О перстосложении для крестного знамения: (по поводу книги г. Каптерева). https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbotin/o-perstoslozhenii-dlja-krestnogo-znamenija-po-povodu-knigi-g-kaptereva/ (дата обращения: 25.11. 2021). 7. См. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Том I. Сергиев-Посад, 1909. Предисловие. 8. См. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Том II. Сергиев-Посад, 1912 9. См. http://kapterev.csu.ru/indexs/sborniks.shtml (дата обращения: 25.11. 2021). ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарий, 2021-2024
| Дата размещения: 15.09.2024 |
|
Аннотации
|