О некоторых ошибках в освещении событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в трудах местных исследователей - Критические заметки - Статьи - "Российская историография"

Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Критические заметки

О некоторых ошибках в освещении событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в трудах местных исследователей

Пристальное внимание к истории Великой Отечественной войны в регионах нашей страны стало традиционным. Исследовательская деятельность в этом направлении особенно активизируется к знаменательным датам.

Так, в 1995 году к 50-летию Победы в г.Балашове вышел в свет сборник документов «Фронт и тыл. Балашовцы в годы войны 1941-1945 гг.»[1] Однако эта книга была издана без научного аппарата (опубликованные документы получили только порядковые номера).

Составители, по-видимому, претендуя более чем «на просто» сборник документов, решили «украсить» книгу текстом радиообращения к народу Председателя Государственного Комитета Обороны И.В.Сталина (3 июля 1941 года).

На стр.10 книги можно прочитать: «Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы...» На самом деле Сталин сказал:«лучшие части его авиации уже разбиты»[2]. На стр.11-12 составители сборника заменяют сталинские слова «сметка» на «смекалку», «продвижение транспортов» - на «продвижение транспорта», «поднимутся миллионные массы» - на «поднимаются миллионные массы».

Но верхом «творчества» составителей стал абзац на стр.12: «Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела свою усиленную работу и всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной связи, наладить местную противовоздушную оборону». В действительности И.В.Сталин говорил: «Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи, наладить местную противовоздушную оборону»[3].

В 2005 году, к 60-летию Победы, Вахрушев В.С. издал книгу «Хранитель песенного слова: Книга о жизни и творчестве Павла Федоровича Лебедева», посвященную ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., писателю, жителю г. Балашова[4].

Ошибки, допущенные в этой книге, сразу же обратили на себя внимание. Газета «Земское обозрение» (г. Саратов) 9 ноября 2005 года опубликовала критическую статью Р.Н.Ефановой «Невежество по-профессорски». «Говоря о 1943 годе, - писал автор статьи, - Вахрушев сообщает читателям: «…бойцы уже не Красной, а Советской армии, уже в новой форме, с погонами на плечах». Но «…разве Красная Армия была переименована в Советскую в 1943 году? Любой фронтовик вам скажет, что в 1943 году были введены погоны, но армия была переименована лишь в 1946 году!», - подчеркивала исследовательница [5].

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Почетный гражданин Балашовского района Саратовской области С. А. Локтионов (2006 г.) также обратил внимание на ряд несообразностей, содержащихся в этой книге. В частности, Серафим Алексеевич не согласился с Вахрушевым, призвавшим «считаться» с мнением Ю.М. Лотмана о том, что мат «имеет бесспорные признаки художественного творчества», что «замысловатый, отборный мат – одно из важнейших средств, помогающих адаптироваться в сверхсложных условиях». Также как и Р.Н. Ефанова, Серафим Алексеевич отметил незнание Вахрушевым даты переименования Красной Армии в Советскую [6].

В своей брошюре «Библиография. Тематический указатель» (2007) В.С. Вахрушев, реагируя на критику ветерана, писал: «Одну ошибку он указал правильно: я отнес переименование Красной Армии в Советскую к 1943 году вместо 1946»[7]. Остальная критика осталась без ответа. В.С. Вахрушев был не совсем корректен, заявляя, что «судя по всему, фронтовик прочитал из моей книги всего пять-шесть страниц»[8]. Анализ статьи С.А.Локтионова говорит о том, что, скорее всего, он ознакомился со всей книгой.

Спорно утверждение В.С. Вахрушева о том, что «в столкновении с нашим песенным искусством победа нам была уже с самого начала обеспечена»[9].

Весьма приблизительное представление имел В.С.Вахрушев о проблеме создания песни «Священная война». Он пишет, что «где-то в 80-е годы в газетах (к сожалению, не помню, в каких именно) появилась версия – дескать, не мог Лебедев-Кумач за одни сутки сочинить такой шедевр. Мол, он просто «держал про запас» какую-то солдатскую песню Первой мировой войны, ее и переписал, чуть-чуть подправив». В.С. Вахрушев считал, что все это - клевета «завистников»[10].

Владимир Серафимович по-видимому не знал о существовании более правдоподобной версии - первоначальный текст этой знаменитой песни был написан в 1916 году учителем русской словесности из Рыбинска А.А.Боде. Первый куплет песни в его трактовке звучал так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой.

Как свидетельствует дочь А.А.Боде, «письмо со словами и мотивом песни» было отправлено В.И.Лебедеву-Кумачу в конце 1937 года, но ответа ее отец не получил. В январе 1939 года А.А.Боде умер[11].

Немало ошибок и спорных утверждений содержится в книге локального исследователя В.Н. Болмосова «Забвению не подлежит» (Тула, 2006 г.) Так, он пишет: «Запомнил ветеран (Н.Д.Евланов – Л.К.) поединок в районе нефтебазы (речь идет о Сталинградской битве – Л.К.). Весь боекомплект был расстрелян, а тут как назло из канавы выползает немецкий танк «Пантера»... Очень трудным были встречные бои с танковой дивизией Гота из армии Манштейна, рвавшегося к Сталинграду на деблокаду армии Паулюса. Особенно грозной была дивизия немцев «Мертвая голова»…Ему (танкисту Евланову Н.Д.- Л.К.) пришлось участвовать в пленении фельдмаршала Паулюса…»[12].

В действительности танки «Пантера» впервые появились на советско-германском фронте в период Курской, а не Сталинградской битвы.

Немецкий историк Пауль Карель, например, говоря о Курской битве, писал: «Верховное главнокомандование возлагало большие надежды на 200 новых чудо-танков «Пантера» с их 75-мм длинноствольной пушкой, которые именно здесь должны были пройти боевое крещение»[13].

Не могла принимать участие в Сталинградской битве и дивизия «Мертвая голова». Тот же П. Карель пишет: «Эффект, вызванный шоком в Африке, ощущался на всех фронтах Германии. Гитлеру даже пришлось оккупировать Южную Францию…В результате четыре превосходно экипированные подвижные соединения – 7-я танковая дивизия и дивизии войск СС «Лейбштандарт», «Рейх» и «Мертвая голова», которые в противном случае можно было бы использовать на Восточном фронте, - оказались связанными во Франции». Автор позволил себе даже такое спорное утверждение: «Против огневой мощи и боевой численности этих четырех дивизий Чуйков со своими частями на волжском берегу не продержался бы и сорока восьми часов»[14].

В фундаментальной монографии А.М.Самсонова «Сталинградская битва» также нет никаких упоминаний о том, что дивизия «Мертвая голова» и танки «Пантера» принимали участие в Сталинградской битве [15].

Утверждение Болмосова В.Н. о том, что Н.Д.Евланов принимал участие в пленении фельдмаршала Паулюса недостаточно аргументировано. Н.Д.Евланов служил в 62-й армии (командующий В.И.Чуйков), а пленение Паулюса было осуществлено представителями 64-й армии (командующий М.С.Шумилов). Начальник штаба этой армии генерал-майор И.А.Ласкин через своего переводчика объявил немецкого фельдмаршала пленным и приказал сдать оружие [16]. Именно в штаб 64-й армии и был доставлен Паулюс [17].

В очерке «Комбат» Болмосов В.Н. пишет: «Памятным для ветерана (Борзякова И.В. – Л.К.) остался бой в районе Нижних Рачиков. Предстояло форсирование Днестра в районе впадения реки Конки в Днестр…На острове,- вспоминает Иван Васильевич,- южнее нас, начала форсировать Днестр соседняя дивизия…» Далее упоминается «генерал армии А.С.Жадов», который отдал приказ И.В.Борзякову вернуться в «исходное положение»[18].

Если командиром И.В.Борзякова был Алексей Семенович Жадов, то он никак не мог участвовать в «форсировании Днестра», так как 5-я гвардейская армия (до 5 апреля 1943 года – 66-я армия), которой командовал этот известный военачальник, не участвовала в этой операции. Можно предположить, что автор книги перепутал два разных события – форсирование Днепра (1943 г.) и форсирование Днестра (1944 г.). Кроме того, генералом армии А.С. Жадов стал после войны, в 1955 году [19].

Не соответствует исторических фактам утверждение (выделено нами ниже курсивом – Л.К.) В.Н. Болмосова о том, что И.В.Борзяков закончил войну 14 мая 1945 года «после неравного боя с дивизией Манштейна»[20]. Серафим Алексеевич Локтионов в статье «Почему искажается история?» обратил внимание Болмосова В.Н. на то, что этого события не могло быть по той причине, что генерал-фельдмаршал Манштейн задолго до 14 мая 1945 года был отстранен Гитлером от командования[21].

Для сравнения можно отметить ошибки такого же рода в книге урюпинских исследователей «У руба на Хопре». В разделе «Защищали хоперцы Волжскую твердыню», сообщается, что «… 25 летняя Лидия (Столярова – Л.К.) попросилась в 43-м в Сталинград, так как хорошо знала расположение города. В 8-й воздушной армии второй гвардейской Сталинградской дивизии ночных бомбардировщиков командовала эскадрильей»[22]. Эти сведения не могут быть отнесены к разряду достоверных, т.к. 8-я воздушная армия с 1 января по 18 февраля 1943 года принимала участие в Ростовской операции [23]. С 1 января 1943 года в небе Сталинграда воевала 16-я воздушная армия, в составе которой не было «второй гвардейской Сталинградской дивизии ночных бомбардировщиков» (не было ее и в составе 8-й воздушной армии)[24].

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]См. Фронт и тыл. Балашовцы в годы войны 1941-1945 гг. /Отв. ред. В.В. Мещеряков. - Балашов, 1995.

[2]См.Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи /Составитель М.Лобанов. - М., 2002. - С.371.

[3]Там же. - С. 374.

[4]См. Вахрушев В.С. Хранитель песенного слова: Книга о жизни и творчестве Павла Федоровича Лебедева. - Балашов, 2005.

[5]См. Ефанова Р.Н. Невежество по-профессорски // Земское обозрение (г. Саратов), 2005, 9 ноября. С.4.

[6]См. Локтионов С.А. Остановитесь, профессор Вахрушев! //Коммунист – век ХХ – ХХI (г. Саратов).- 2006, 9 февраля.

[7]См. Вахрушев В.С. Библиография. Тематический указатель.- Балашов: Изд-во «Николаев», 2007.- С. 27.

[8]Там же. Вахрушев В.С. неправомерно называет свою брошюру (44 с.) «книгой» (С.2).

[9]См. Вахрушев В.С. Хранитель песенного слова: Книга о жизни и творчестве Павла Федоровича Лебедева. - С. 55.

[10]Там же. - С.107.

[11]См. Правда о «Священной войне» //Тайны Великой Отечественной /Сост. Н.Н. Непомнящий. - М.: Вече, 2005. - С.10-13. В книге сообщается, что впервые данные об авторстве А.А. Боде были опубликованы в нашей стране в 1991 году (С.11).

[12]См. Болмосов В.Н. Забвению не подлежит. - Тула, 2006. - С.28-29.

[13]См. Карель Пауль. Восточный фронт. Кн. 2. Выжженная земля. 1943-1944. - М.: Эксмо, 2005. - С.33.

[14]См. Карель Пауль. Восточный фронт. Кн 1. Гитлер идет на Восток. 1941-1942. - М.: Эксмо, 2005.- С.507.

[15]См. Самсонов А.М. Сталинградская битва. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1989.

[16] См. Самсонов А.М. Сталинградская битва. - С.510; Карель Пауль. Сталинград: крах операции «Блау».- М.: Эксмо, 2005. - С.319.

[17]См. Самсонов А.М. Сталинградская битва. - С.508-510.

[18]См. Болмосов В.Н. Забвению не подлежит. - С.36-37.

[19]См. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М., 1985. - С.98-99; 245-246; 266;506; 596.

[20]См. Болмосов В.Н. Кавалер ордена Александра Невского – комбат И.В. Борзяков //Прихоперье и Саратовский край в панораме веков. Материалы XIV историко-краеведческой конференции 19 ноября 2004 года, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.- Балашов: Изд-во «Николаев, 2005.- С.9.

[21]См. Локтионов С.А. Почему искажается история? //Балашовская правда (г. Балашов), 2005, 12 ноября. За неудачи на фронте и неподчинение генерал-фельдмаршал Манштейн был отстранен Гитлером от командования и отправлен в резерв в марте 1944 года (См. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - С.432; Энциклопедиия Третьего рейха /Сост. д-р ист. наук В. Телицын. 3-е изд. - М.: Локид-Пресс, 2005. - С.274).

[22]У руба на Хопре. Исторические очерки и хроника летописи города Урюпинска /Сост. В.А. Приходченко, А.В. Ломкин, А.В. Дронов. - Волгоград, 1997. - С.99.

[23]См. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - С.183, 621, 822-823.

[24]См. Самсонов. Сталинградская битва. - С.579, 580.

© НЭИ «Российская историография», историко-историографическое составление, реферирование, комментарий, 2013

См. статью "Спорная интерпретация понятия «церковные жития» в работах Владимира Серафимовича Вахрушева".

См. статью "Вахрушев В.С. "Большой, как солнце, Балашов..." Постмодернистское «конструирование» прошлого?"

См. статью "Вахрушев Владимир Серафимович - о современной Русской Православной церкви. Достоверны ли оценки?"

См. статью "Вахрушев Владимир Серафимович: попытка обоснования постмодернистского «конструирования» прошлого".

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

См. монографию "Методология истории: академизм и постмодернизм".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения НЭИ "Российская историография". Все права защищены.

| Дата размещения: 30.07.2014 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.