Отечественная война 1812 года: взгляд из ХХI века - Критические заметки - Статьи - "Российская историография"

Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Критические заметки

Отечественная война 1812 года: взгляд из ХХI века

Известный исследователь Н. Н. Малишевский отмечает, что "В Белоруссии уже не один год переписывают историю. В принципе можно говорить о четко выдерживаемой линии на ревизию и дерусификацию историографии и смысловой сферы с целью разотождествления русских и белорусов. Например, в последнее время стали популярны темы "преступлений" советских партизан, восторженного отношения местного населения к наполеоновским грабителям-шерамыжникам, "превращение в белорусов" и увековечивание за счет госбюджета и зарубежных грантов польских и литовских исторических деятелей, а также героизация исподтишка откровенных подонков и прочий "национально ориентированный" бред..."[1]

В чем же проявляются ревизия и дерусификация?

Во-первых, в Белоруссии термин "Отечественная война 1812 года" был необоснованно изъят из официального оборота и заменен на "война 1812 года", "события 1812 года"[2]. Однако ревизионистски настроенные историки не смогли доказать необходимость отказа от этого общепринятого в историографии термина. Например, профессор Гродненского государственного университета В.Швед предлагает назвать это историческое событие "франко-русской войной 1812 года"[3].

Но он не учел существенный исторический факт: «свыше половины Великой армии Наполеона, заявившейся в Россию составляли не французы. Из них самыми многочисленными были немцы. Это не считая итальянских, австрийских, испанских, швейцарских, иллирийских, португальских, голландских, датских, фламандских, польских, венгерских, чешских, хорватских и прочих воинских частей. На 297 французских батальонов пехоты Великая армия имела 304 аналогичных формирований из разных стран Европы, а на 38 тысяч французской конницы - 42 тысячи кавалеристов из прочих держав». В войсках же «правого крыла, наступавшего в Западной Белоруссии, в том числе через Гродно…было всего около ста французов - в основном генералов да советников. В большинстве своем эта почти 80-тысячная армия состояла из немцев, австрийцев, поляков да испанцев»[4]. Все это не позволяют однозначно называть Отечественную войну 1812 года «франко-русской».

Во-вторых, в Академии наук Белоруссии, вузах и министерствах немало тех, кто настаивает на "прогрессивности" наполеоновской оккупации. Наполеон якобы собирался отменить крепостное право"[5]. Об этом же примерно пишет и профессор Силезского университета в Катовицах Д. Наврот, утверждая, что у населения литовских и белорусских губерний Российской империи отсутствовало «верноподданническое отношения к Александру I» и что они надеялись «на изменения к лучшему при Наполеоне I»[6]. В связи с этим, "наполеонофилы" часто выдают желаемое за действительное, сознательно представляя измену части местного дворянства как выбор всего белорусского народа[7].

Исторические же факты говорят о другом. Н. Малишевский приводит многочисленные примеры проявления патриотизма со стороны россиян. Так, жители западных регионов Российской империи (в т.ч. крестьяне белорусских губерний) оказывали сопротивление наполеоновским войскам и пособникам агрессора из числа польской шляхты. "В партизанской войне против оккупантов участвовали не только мужчины, но и женщины, и даже дети». Например, 18 июля 1812 года крестьяне Бершт разбили отряд французов. Крестьянин деревни Симаково Денис провел отряд Платова от Столбцов до Мира. 20 августа партизаны отряда бывшего лесничего Ивана Порядовского перехватили французского курьера из Магдебурга в Гродно и доставили захваченные документы генералу Дохтурову. За это Порядовский был представлен к награде. За помощь русской армии благодарность русского командования получили учителя и ученики Свислочской гимназии.

Вот что можно узнать из следующего исторического документа: "Государь император в вознаграждение подвигов крестьянки Витебской губернии помещика Глазки Федоры Мироновой, которая в незабвенную войну 1812 года будучи неоднократно посланной в Полоцк для узнания о положении находившихся там неприятелей, нимало не страшилась жертвовать самой жизнью, но, руководствуясь единым усердием и любовью к отечеству, шла на все опасности, грозившие ей смертью, и доставляла оттоль верные и весьма полезные для корпуса генерала от кавалерии Витгенштейна сведения, всемилостивейшее пожаловать ей соизволил пятьсот рублей и серебряную на Анненской ленте медаль с надписью "За полезное", которую дозволяется ей носить. Военный министр Коновницын. Февраля 4 дня 1816 года"[8].

Попытки же представить Отечественную войну 1812 года как гражданскую или "Отечественную с точки зрения так называемых литвинов" также не подтверждаются фактами, статистикой официальных документов. "Желающих стать полицаями при оккупантах нашлось всего несколько сотен коллаборантов, - отмечает Н.Малишевский. «По польским данным - около 400 во главе с князем Радзивиллом, по российским - порядка 850. Для сравнения: "Полное собрание законов Российской империи" и "История русской армии и флота" приводят цифру около 220.000. уроженцев белорусских губерний, служивших в русской армии"[9].

Таким образом, отечественный характер войны 1812 года не оспорим. "Наполеон в 1812 г. шёл в чужую страну как завоеватель, как агрессор, рассчитывающий только на силу штыка, - подчеркивает доктор исторических наук В.Космач. «Каждая из сторон начинала войну со своего рода манифеста - обращения к армии. Что мог сказать Наполеон? Какое объяснение он мог дать начатой им войне? Ему нечего было сказать, и он прибег к почти мистическим формулам: "Рок влечет за собою Россию; ее судьбы должны свершиться". «Не примечательно ли, - подчеркивает В. Космач, что «царь Александр I - самодержец, неограниченный властелин империи крепостных - противопоставил этим лишенным реального содержания фразам призыв: "Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу!".

"Огромная, беспримерная по масштабам того времени армия Наполеона, вторгшаяся в пределы далекой... страны, была армией насилия, агрессии и порабощения. Она надвигалась как черная грозная туча, готовая все испепелить, все уничтожить. Поднявшийся на защиту своей земли народ, и в лице своей армии, и в лице крестьян, сжигавших свои избы и небогатое добро, чтобы ничего не досталось неприятелю, и шедших в партизаны, и в лице военачальников, возглавивших трудную оборону против превосходящих сил завоевателей - для всех, для всей России война эта была справедливой, народной, истинно Отечественной войной", - пришел к выводу белорусский историк[10].

Схожая ситуация складывается и в современной российской историографии. По мнению кандидата исторических наук А.И. Фурсова, например, патриотизм крестьянства периода Отечественной войны 1812 года, как "чувство принадлежности к национальному целому", был "не очень силен". Ведь патриотизм требует "довольно развитого общественного сознания – группового и индивидуального"[11].

Но здесь неизбежно возникает вопрос: если у крестьян не было достаточно развитого патриотизма то как тогда можно объяснить победу России над Наполеоном? Кроме того, не может не возникнуть и другой вопрос: а как же быть с патриотизмом народного ополчения Минина и Пожарского, спасшего Россию за двести лет до 1812 года? Разве в то время у ополченцев не было "развитого" патриотизма? Думается, что А.И. Фурсов, как и некоторые другие исследователи, глубоко заблуждается относительно природы народного патриотизма. В этом смысле нет никаких оснований искусственно отделять патриотизм от православия. Упрощенчеством страдают рассуждения А.И. Фурсова и о патриотизме солдат-крестьян времен Первой мировой войны.

А.Попов заявляет, что «война 1812 года не являлась народной, на территории Белоруссии не было массовых выступлений противников наполеоновской оккупации»[12].

Доктор исторических наук С. А. Нефедов в статье «Эпоха больших батальонов» полностью обошел вопросы народной войны, партизанского движения, военного искусства Кутузова. Зато непропорционально много рассуждает о русских дезертирах, о русских мародерах, о палочной дисциплине, о шпицрутенах для рекрутов, а также о "русских морозах, которые и победили Наполеона".

Но Наполеон ушел из Москвы 19 октября, о каких морозах может идти речь? "Первый снег выпал под Смоленском, когда французы уже безнадежно проиграли кампанию, а настоящие морозы ударили уже за Березиной – они лишь добивали остатки Великой армии", - подчеркивает кандидат исторических наук С.С. Беляков.

Исследователь В.Н. Земцов дает искаженную картину пожара Москвы. В его трактовке пожар помешал "сближению" "между оккупационными властями и обездоленным народом", а "русские простолюдины теперь были совершенно глухи к словам «свобода» и «вольность». Европейские солдаты, в свою очередь, уже не могли относиться к русским иначе как к диким и темным варварам». "Но разве русский народ должен был «сблизиться» с оккупантами? И неужели свобода в самом деле путешествует на штыках оккупационных армий?", - резонно вопрошает С.С. Беляков[13].

Нужно учитывать и еще один важный момент. Белорусские ученые не без оснований предупреждают о том, что отказ от признания отечественного характера войны 1812 года - "первый незаметный этап" пересмотра отечественного характера и другой отечественной войны - Великой Отечественной войны 1941-1945 гг[14]. В российской историографии этот процесс уже начался. Так, в статье кандидата исторических наук М.В. Дацишиной необоснованно приравниваются содержание и способы советской и нацистской пропагандистской деятельности, касающейся истории Отечественной войны 1812 года[15].

Доктор исторических наук А.В. Посадский в монографии "Военно-политические аспекты самоорганизации российского крестьянства и власть в 1905-1945 годах" утверждает, что с начала Великой Отечественной войны "и быстрой оккупацией огромных территорий" нацистами, "возникла ситуация выбора, отчасти «полоса свободы» для многих миллионов крестьян"[16]. При этом полностью игнорируются многочисленные факты зверств гитлеровцев и коллаборационистов по отношению к населению, попавшему в зону оккупации[17].

Ревизионистски настроенные историки игнорируют самый важный исторический факт: наполеоновская Франция и нацистская Германия были разгромлены Россией (СССР) в ходе Отечественных войн, главным содержанием которых было отражение внешней агрессии. В результате Франция лишилась всех своих завоеваний в Европе, многих колоний. Такова же, примерно, оказалась участь нацистского государства в 1945 году[18].

Комментарий. Таким образом, можно констатировать, что в современной историографии появилось не мало трудов, в которых не исторично трактуются, прежде всего, характер Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг., а также сущность коллаборационизма, искажается реальная история взаимоотношений агрессора и населения оккупированных территорий.

В этой связи уместно привести текст «Послания пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года, в котором в обобщенной форме давалась характеристика Отечественной войны 1812 года и войны, начавшейся 22 июня 1941 года, а также сути патриотизма и его полной противоположности коллаборационизму:

"В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе.

Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере.

Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией.

А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину.

Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу" [19].

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]См. Белорусский эксперт: Дипломаты России и Белоруссии не видят ревизионизма у себя дома //Сайт "Regnum",2012, октябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1589446.html

[2]См.В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны: интервью //Сайт "Regnum", 2012, август.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html

[3]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[4]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[5]См.В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны: интервью //Сайт "Regnum", 2012, август.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html

[6]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[7]См. В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны: интервью //Сайт "Regnum", 2012, август.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html

[8]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[9]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[10]См. Историк: Против Белоруссии и России ведётся Третья Отечественная война //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1598907.html

[11]См. Разгромив Наполеона, Россия напугала британцев (беседа с А.И. Фурсовым) //Сайт "Свободная пресса", 2012, 27 августа.
URL: http://svpressa.ru/politic/article/58156/

[12]См. Белорусский учёный: Белорусам навязывается "новая история" - лживая, подлая, русофобская //Сайт "Regnum",2012, ноябрь.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1597511.html

[13]См.Беляков С.С. Историки против нации //Сайт "Свободная пресса", 2012, 21 сентября.
URL: http://svpressa.ru/society/article/58690/

[14]См.В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны: интервью //Сайт "Regnum", 2012, август.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html

[15]См. Дацишина М. В. Тема Наполеона и Отечественной войны 1812 года в советской и нацистской пропаганде //Вопросы истории. - 2011.- №6. - С.149-156. Анализ этой статьи см.: Кто же манипулировал с прошлым? О статье М.В. Дацишиной "Тема Наполеона и Отечественной войны 1812 года в советской и нацистской пропаганде" //Сайт "Российская историография", 2012.
URL: http://klio.3dn.ru/publ/4-1-0-283

[16]См. Посадский А.В. Военно-политические аспекты самоорганизации российского крестьянства и власть в 1905-1945 годах. - Саратов, 2004. - C.415. Критические замечания об этом разделе данной монографии см.: Посадский Антон Викторович о коллаборационизме периода Великой Отечественной войны. Исторична ли концепция "самоорганизации"? //Сайт "Российская историография", 2012. URL: http://klio.3dn.ru/publ/4-1-0-311

[17]См. Состоятельна ли концепция "отчасти полосы свободы"? О зверствах нацистов и коллаборационистов в годы Великой Отечественной войны //Сайт "Российская историография", 2012. URL: http://klio.3dn.ru/publ/41-1-0-354

[18]См.В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны: интервью //Сайт "Regnum", 2012, август.
URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html

[19]См. сайт "Православие. RU". URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/35145.htm

©Кузеванова Лариса Леонидовна, составление, реферирование, комментарий, 2013

См. монографию "Методология истории: академизм и постмодернизм"

Список некоторых работ Л.Л. Кузевановой:

Кузеванова Л.Л. Абалихин Борис Сергеевич 1930-1994).

Кузеванова Л.Л. Загадки "Катынского дела". Материалы к размышлению.

Кузеванова Л.Л. Збигнев Бжезинский: "США находятся сейчас в той же ситуации, в которой находился СССР в 1980-е годы". litres.ru" title="litres.ru" style="">Книга старейшины политологии.

Кузеванова Л.Л. Коллаборационизм.

Кузеванова Л.Л. Лашнюков Иван Васильевич 1823-1869).

Кузеванова Л.Л. Масштабы репрессий и демографические потери в СССР (1937–1945 гг.). О размышлениях Кропачева Сергея Александровича.

Кузеванова Л.Л. Мюнхенский сговор 1938 года и Вторая мировая война: современный взгляд.

Кузеванова Л.Л. Периодизации русско-скандинавских отношений IX-XI веков в трактовке Т.Н. Джаксон.

Кузеванова Л.Л. Периодизация политической истории России в освещении Б.А. Трехбратова и Н.П. Шуранова.

Кузеванова Л.Л. Периодизация алтайского краеведения в трактовке Петрика Леонида Констатиновича.

Кузеванова Л.Л. Платонов Сергей Федорович о возможностях истории как науки.

Кузеванова Л.Л. Причины распада СССР: историчны ли оценки Крейга Робертса?

Кузеванова Л.Л. Российская империя и СССР: были ли объективные причины для распада? Исследование Михайловой Натальи Вячеславовны.

Кузеванова Л.Л. Тайна миссии Рудольфа Гесса. Версии С. Турченко и Г. Городецкого.

Кузеванова Л.Л. Халиулин Герман Григорьевич 1929-1994).

Кузеванова Л.Л. Черепнин Лев Владимирович об исторических фактах, «лаптеведении» и тоне дискуссии.

Кузеванова Л.Л. Шуранов Николай Павлович 1922-2011).

Кузеванова Л.Л. Этнические особенности казачьих групп в освещении Натальи Николаевны Великой.

Кузеванова Л.Л. Юрий Сергеевич Пивоваров: "Мы не имеем права относиться к русской истории как к девиантной истории».

| Дата размещения: 14.03.2017 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.