Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » С

Исследователь локальной истории Смотров Владимир Васильевич (1939-2015). К 85-летию со дня рождения

Смотров Владимир Васильевич (15.04.1939-3.01.2015), видный исследователь локальной истории. Родился в селе Рассказань Балашовского района Саратовской области, кандидат экономических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Преподавал в Саратовском государственном университете. Длительное время работал в Балашовском институте (филиале) данного вуза. Последние несколько лет преподавал в Балашовском филиале РАНХиГС.

Смотров Владимир Васильевич - автор (соавтор) многих книг и статей по истории Балашовского края. Достаточно назвать такие коллективные труды с его значительным участием, как "Православие и Хоперское казачество"(2004), "Балашовское Прихоперье в огне Гражданской войны" (2006), "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии" (2007).

Большое внимание исследователь уделял истории своего родного села Рассказань. Среди многочисленных публикаций на эту тему можно назвать следующие книги и монографии: "Они из села Рассказань" (1992), "Крестьянские судьбы" (1995), "История села Рассказань" (2002), "Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Историко-биографическое исследование" (2009), "Академик из села Рассказань" (2010), "Дипломат из села Рассказань" (2012).

Благодаря обширной документальной основе и наличию научного аппарата, данные работы используются в обобщающих исторических трудах (монографиях, сборниках научных трудов и диссертациях). Так, например, ссылки на труды В.В. Смотрова имеются в авторитетном издании Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского "Очерки истории Саратовского Поволжья" (1999, 2006).

Ученый последовательно отстаивал научный подход в изучении локальной истории. Например, полемизируя с В.М. Захаровым и Т.А. Захаровой, он подтвердил тезис о том, что в старинных документах речь идет о двух реках: Хопре и его притоке Вороне, а не о двух названиях Хопра (Хопер, Великая Ворона). Критикуя В.А. Никонова, В.В. Смотров смог показать, что село Балашово никак не могло носить имя "воеводы князя Ивана Балашова". Кроме того, он отстоял следующий вывод: хоперские казаки, в числе других групп населения, были колонистами Балашовского края. На основе новых архивных документов В.В. Смотров подтвердил тезис - 1 июля 1919 года г. Балашов был захвачен совместным рейдом белых и зеленых (бело-зелеными). Исследователю удалось обнаружить материалы, в которых сообщаются сведения о казачьих соединениях, воевавших с красными на территории Балашовского уезда летом 1919 года, что значительно проясняет не только общий ход военных действий, но и масштабы ущерба, нанесенного гражданской войной местной экономике.

В книге «История села Рассказань» приведены сведения, позволяющие по-новому взглянуть на период осуществления новой экономической политики на территории Балашовского уезда. Так, на основании анализа статистических данных исследователь пришел к выводу о том, что «потребление хлеба на одного жителя уменьшилось за 1922-1924 годы в Рассказани с 19 пудов до 1 пуда 30 фунтов, в Свинухе – с 20 пудов 20 фунтов до 8 пудов; картофеля, соответственно, в Рассказани – с 5 пудов до 28 фунтов, в Свинухе – с 3 пудов до 8 фунтов».

В.В. Смотров отметил и «отток сельского населения из этих сел». Кроме того, «резкое падение сельскохозяйственного производства в Тростянской волости привело к росту числа голодающих», «количество голодающих росло и достигло в 1924 году 1866», из них 815 – дети. Даже в 1926 году число «необеспеченных питанием, топливом, землей жителей в с. Рассказань составлило 917 человек, в с. Свинуха – 166, в с. Алмазово – 560, в с. Пинеровка – 915 человек». В книге отмечены факты продолжения завуалированного сопротивления крестьян новой власти.

В другой публикации В.В. Смотров развил свои представления о начальном периоде нэпа на территории Балашовского края. Он привел дополнительные многочисленные свидетельства распространения голода в Балашовском уезде, вымирали целые семьи, многие земли запустели и не обрабатывались.

Дополнительным неблагоприятным обстоятельством, препятствовавшим нормальному обеспечению населения Балашовского края продовольствием, был наплыв беженцев и переселенцев. Кроме того, дислокация армейских соединений в уезде также усугубляла продовольственную проблему.

Говоря о развитии торговли в 1921-1923 гг., В.В. Смотров указывают на такую форму борьбы частных торговцев с кооперативами, как вторичная перепродажа частниками на рынке относительно более дешевых товаров, вращавшихся в кооперативном секторе.

Исследователь пришел к выводу, что в борьбе за покупателя частный сектор побеждал кооперативный. Трудности кооперативного движения во многом объяснялись невозможностью получения кредитов. Из-за этого часть кооперативов просто закрывалась.

Частные торговцы умело учитывали в своей деятельности негибкость государственной экономической политики. Пользуясь наличием фиксированных, низких цен на хлебобулочные изделия, установленные балашовскими властями, частники скупали и перепродавали эти изделия за пределами Балашовского уезда. В.В. Смотров изучил роль соотношения «товарного» и «золотого» рубля в формировании рыночных отношений на территории края.

Монография «Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Историко-биографическое исследование» снабжена историографическим обзором, в котором проанализированы ряд общероссийских, региональных и локальных трудов, относящихся к теме исследования.

Кроме того, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, подведены итоги проведенной работы в "Заключении". В книге имеются разделы: «Библиография», «Указатель биографий», обширные по объему «Примечания».

Использовались архивные материалы, в т.ч. Министерства обороны РФ, периодическая печать, опубликованные и неопубликованные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Широко использовался метод интервью для сбора исторических фактов. В итоге удалось зафиксировать 123 биографии участников войны и тружеников тыла.

Важно, что материалы данной книги можно использовать в обобщающих работах по истории Великой Отечественной войны. Например, приведенные факты убедительно свидетельствуют о том, что сталинские репрессии существенно не повлияли на патриотическую позицию уроженцев с. Рассказань, как ушедших на фронт, так и оставшихся в тылу.

В этом плане поучительна судьба Ф.П. Винокурова. Федор Петрович Винокуров (1900-1990), которому В.В. Смотров посвятили еще и отдельную книгу, прошел путь от простого сельского парня до академика АН БССР.

Ему, как и многим в то время, пришлось испытать на себе репрессии 1937 г. Но он не ожесточился, не сломался, не встал на путь коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Наоборот, государством был использован его богатый опыт по возведению гидротехнических сооружений. В январе 1945 г. Ф.П. Винокуров был привлечен к выполнению ответственного правительственного задания – подготовке Ливадийского, Воронцовского и Юсуповского дворцов, а также прилегавших к ним территорий и подъездных дорог, к проведению Крымской конференции.

История Русской Православной Церкви занимает достойное место в творческом наследии Смотрова Владимира Васильевича. По его инициативе в 2004 г. вышел в свет коллективный труд "Православие и Хоперское казачество". В очерке "Казачьи традиции в Прихоперье" Владимир Васильевич показал первостепенную роль Православной Церкви в становлении хоперских казаков как защитников Отечества. "Казаки всегда были набожны. Православная Церковь на протяжении веков ковала и пестовала несгибаемый дух русского патриотизма. Это она научила казаков, всех русских людей быть верными - без мести, мужественными - без жестокости, стойкими - без фанатизма", - подчеркивал ученый.

Актуальны наблюдения исследователя, касающиеся семейных традиций хоперских казаков. Они "не признавали вольное, свободное общение мужчин и женщин", "казачку-мать ценили и боготворили", "стариков почитали и берегли". Под благотворным влиянием Православной Церкви происходило постепенное смягчение некоторых нравов, бытовавших в казачьей среде с незапамятных времен. В.В. Смотров впервые в литературе использовал церковные жития как источник по истории Балашовского края.

В 2007 г. по инициативе В.В. Смотрова вышел в свет большой коллективный труд "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии". В нем ученый опубликовал очерк "Защитники Православия" - об игумене Оптиной Пустыни Феодосии (в миру Попов Федор Афанасьевич, уроженец с. Большой Карай Балашовского уезда), праведном Симеоне Алмазовском (Симеон Климович Привалов, уроженец с. Алмазов Яр Балашовского уезда) и священномученике Дионисии Чиганакском (Щеголев Дионисий Ефимович, уроженец с. Рассказань Балашовского уезда). В. В. Смотров первым ввел в местное информационное пространство важные для краеведения и воспитания молодежи материалы, в которых подчеркиваются такие черты подвижников Православия, как бессребреничество, милосердие, христианская любовь к людям.

В книге "Село Рассказань в истории Балашовского уезда (2009) Владимир Васильевич повествует о большой роли местных православных священников в повседневной жизни крестьян. Так, 2 марта 1903 г. Рассказанское сельское общество поручило наблюдение за постройкой двух земских школ приходскому священнику о. Николаю Архангельскому. Именно к нему в октябре 1904 г. обращалась Балашовская уездная управа за помощью в устранении недостатков в строительстве школ. Автор книги подчеркивает, что "благодаря усилиям священника", "классы были просторные, светлые, с высокими потолками и обилием больших окон".

Кроме того, в центре с. Рассказань размещалась церковно-приходская школа, в которой занимались 25 человек. Обучение было бесплатным, заведовал школой священник Федор Антонович Николаев. Выпускником этого учебного заведения был сын местного кузнеца - Федор Петрович Винокуров, через много лет ставший академиком АН Белорусской ССР.

Творческое наследие В.В. Смотрова насчитывает более 130 монографий, книг, брошюр, статей и заслуживает всестороннего изучения и популяризации [1]. 15 апреля 2015 г. состоялись чтения памяти В.В. Смотрова. В 2024 году исполнится 85 лет со дня рождения ученого.

Ссылки и примечания

1. См. Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии /Под науч. ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2007. С. 127-139, 158 и др.; Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. С. 398-399 и др.; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 199, 224; Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. - М.: Перо, 2015. С. 7-8.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2019-2023

| Дата размещения: 22.06.2023 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2024. Хостинг от uCoz.