Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

Кандидат теологии протоиерей Павел Владимирович Хондзинский о синтезе в области мысли

Первого июня 2017 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (г. Москва) состоялась защита первой в новейшей истории России кандидатской диссертации по теологии (специальность: 26.00.01 – Теология) на тему "Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского". Автор диссертации - доктор богословия, протоиерей Павел Владимирович Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), заведующий кафедрой практического богословия, выпускник Петербургской государственной консерватории и ПСТГУ. Ниже приводим высказывания о. Павла по ряду важных вопросов, касающихся богословия.

Что такое теология? Отец Павел: "Недавно я слышал такое определение теологии, что это наука, изучающая Бога. С моей точки зрения, это совершенно неправильное определение. Теология изучает тексты Предания и соотносит их с общими догматами и нормами церковной жизни. А чтобы понимать эти тексты, мой опыт должен быть принципиально близок к тому, который имели их авторы. В противном случае я эти тексты просто не пойму.

На защите, возражая оппонентам, я говорил о том, что одним из методов, признанных научными, является самонаблюдение в том или ином виде. Такой метод широко применяется, например, в психологии. Так вот теология ― это своего рода саморефлексия Церкви".

Почему основными противниками диссертации о. Павла были биологи?

Отец Павел: "Здесь имеют место несколько факторов. Биология, судя по всему, ― одна из наиболее атеистических научных специальностей. Во-первых, потому что они имеют дело не с человеком, не с личностью, как, например, врачи, а с клетками, и, исходя из этого, пытаются объяснить все. Это одна сторона вопроса. Во-вторых, оказывается, что все выступившие против меня биологи имеют отношение к фонду «Эволюция», который, насколько я понимаю, спонсирует атеистические научные разработки. Эту информацию я не проверял, мне просто недавно об этом рассказали. Идея заключалась в том, чтобы написать как можно больше отрицательных отзывов. В своем сообществе они сделали рассылку с призывом принять участие в этой акции. Дело в том, что все отрицательные отзывы должны быть целиком зачитаны на защите. Исходя из этого, противники моего труда предполагали прислать несколько десятков отрицательных отзывов, с тем расчетом, что читать их пришлось бы целый день, и в этом случае защита была бы просто сорвана. Но прислали только пять отзывов (точнее шесть, но один был неправильно оформлен). Конечно, не все биологи так негативно настроены, потому что об этой рассылке мне сообщил тоже доктор биологических наук и извинился за своих коллег".

В чем основная суть защищенной диссертации?

Отец Павел: "... научная работа по богословию — это чаще всего работа по истории богословия. Моя работа и есть работа по истории богословия, и суть ее в том, что в ней восстанавливается генезис филаретовских идей и показывается, как из суммы разнородных влияний времени возникают новые смыслы богословия, сами по себе в них изначально не присутствующие, то есть возникает новое качество богословия, что, собственно, и есть признак настоящего синтеза в области мысли. Для сегодняшнего же дня это важно потому, что уже тогда русская традиция столкнулась с проблемами эпохи модерна, главная из которых сводится к разрушению сакрального общественного быта, то есть к секуляризации. А главное следствие секуляризации в свою очередь, состоит в том, что религия становится частным делом каждого. Отсюда вопрос, как быть христианином в обществе, которое руководствуется не христианскими ценностями, живет не христианским бытом, осмысляет и выражает себя на языке не христианской культуры? Сегодня нам тем более нужен ответ на этот вопрос, и тем более важно для нас, что думали об этом наши великие богословы и святые. Это главное".

Сочинения (книги и монографии)

Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М.: ПСТГУ, 2010. — 303 с.

Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: ПСТГУ, 2013. — 481 с. (с прил.).

Хондзинский П., прот. Незримая обитель, или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании: с прил. подлинных документов, писем и воспоминаний. М.: ПСТГУ, 2017. — 284 с.

Хондзинский П.В. Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского. Диссертация кандидата теологии. М., 2007.
URL: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/2017/2017_thesis_khondzinsky.pdf
(дата обращения: 27.08.2017).

Литература

ПСТГУ: Богословский факультет. Протоиерей Павел Владимирович Хондзинский [Электронный ресурс]. URL: http://pstgu.ru/faculties/theological/professors/hodzinskij_p_v/
(дата обращения: 27.08.2017).

Протоиерей Павел Хондзинский: «У нас нет права на ошибку» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4964845.html
(дата обращения: 27.08.2017).

Косован А. «Есть вещи, объяснимые только теологией». История священника, который защищает первую в России диссертацию по богословию [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/selected/entry/121424?preview=print (дата обращения: 27.08.2017).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, 2017

Материал размещен с разрешения автора-составителя.

| Дата размещения: 27.10.2017 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.