Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » Л

Локальная историография: основные понятия

Локальная историография изучает, в основном, процесс накопления исторических знаний о локальной общности. При этом используются следующие понятия.

Локальная общность - небольшой населенный пункт (город, село и т.п.); несколько небольших населенных пунктов; более крупная часть территории субъекта Российской Федерации (например, муниципальный район). При изучении истории локальных общностей учитываются изменения их территории в прошлом. К локальным общностям относятся также учреждения, организации, неформальные коллективы, родственники, располагающиеся (располагавшиеся), живущие (жившие) на территории части губернии (края, области).

Локальная (местная) история – история локальных общностей, в т.ч. жизни отдельных людей. Изучается как непосредственно (наблюдения, интервью и т.д.), так и по историческим источникам. Результаты, например, непосредственных наблюдений фиксируются в протоколе (тема исследования, автор, порядковый номер, время, место, описание увиденного и услышанного, приложения (фото, видео, рисунки, вещественные остатки и т.д.).

Локальный (местный) исследователь (автор) - исследователь, изучающий локальную историю и, иногда проживающий (проживавший) на изучаемой территории. Часть локальных исследователей данную местность (по разным причинам) воспринимают как «малую родину», «родной край».

Локальные (местные) труды – статьи, книги, сборники материалов, опубликованные локальными исследователями.

Локально-исторические исследования – исследования, целью которых является получение исторического знания о локальной общности, в т.ч. о жизни отдельных людей.

Локальные исторические факты - факты-события, факты-связи, факты-источники, факты-информации, методолого-историографические факты, касающиеся непосредственно истории локальной общности, в т.ч. жизни отдельных людей.

Локально-историческое знание – результат исследования местной (локальной) истории, в т.ч. истории отдельных людей. Такого рода знание может быть как адемическим (полученным в результате использования академических процедур исследования), так и "поисковым" (полученным в результате поисковой деятельности членов познавательных сообществ).

Познавательные сообщества – группы исследователей, в т.ч. локальных (местных) авторов, не владеющих (или не овладевших) в достаточной мере методологией и методикой исторического исследования (одно из самоназваний - «поисковики»). Продукция подобных сообществ является, в основном, лишь фактом историографии и библиографии. В отдельных случаях интеллектуальная продукция познавательных сообществ может содержать некоторую полезную для академических исследований информацию. Термин «познавательные сообщества» используется в социологии знания (См. Словарь философских терминов /Под науч. редакцией В.Г. Кузнецова. М.: Инфра-М, 2005. С.350).

Локальная обзорография – подмена полноценного историографического обзора простым перечислением (или элементарным пересказом) некоторых работ предшественников по выбранной для изучения темы. При этом полностью отсутствует какой-либо методологический анализ изучаемых работ. Локальная обзорография – одно из проявлений (сознательного или стихийного) отрицания рационально-теоретического подхода к изучению местной истории, показатель не высокого уровня исследовательской культуры. Термин «обзорография» в научный оборот введен А.И. Зевелевым (См. Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты /А.И. Зевелев. М.: Высшая школа, 1987. С. 139).

Краецентризм – преувеличение (а, значит, искажение) роли местных событий, роли отдельных людей в истории страны, локальной общности. Характерен для поисковой деятельности представителей познавательных сообществ.

Локальный консерватизм - консервирование устаревших подходов к толкованию событий прошлого (некритическое использование политических стереотипов: «разинщина», «пугачевщина», "инородцы", «антоновщина», «герой гражданской войны» и т.д.).

Локальный постмодернизм обнаруживает себя в использовании познавательного инструментария, характерного для периода «преднауки», когда знание еще не было специализировано, в размывании границ между фактом и вымыслом, между реальным и нереальным, что проявляется в "конструировании" никогда не существовавших исторических фактов. Локальный постмодернизм отличается от «классического» теоретической неразвитостью, сочетающейся с краецентризмом.

Локальный (краеведческий) "историзм" - ошибочное стремление воссоздавать местную историю, в т.ч. истории жизни отдельных людей, не выходя за территориальные рамки локальной общности, без учета возможностей сравнительно-исторического метода.

"Краеведизм" - одно из тупиковых направлений современного отечественного краеведения, главной чертой которого является четко выраженная паразитическая тенденция к плагиату, являющемуся основной формой создания "краеведистских" произведений, посвященных истории локальной общности или биографии отдельного человека. Адептами "краеведзима" создаются "сшитые" из фрагментов чужих произведений (без указания авторства), измышления, ничего не имеющие общего с исторической действительностью (реальностью). "Краеведизм" противоположен практике профессионально организованного исторического исследования и традиционному историческому краеведению.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, фото обложки монографии, 2015-2024

Материал размещен с разрешения автора.

См. материал "Репина Лорина Петровна и соавторы об истории исторического знания. Проповедь постмодернизма?"

См. материал "Борода Годунова" или "историческая проза". В чем ошибался Георгий Степанович Кнабе?"

См. материал "Cостоятельны ли взгляды Максима Викторовича Сапронова на использование синергетического "принципа самоорганизации" в исследовании прошлого?"

См. материал "Посадский Антон Викторович о коллаборационизме периода Великой Отечественной войны. Исторична ли концепция "самоорганизации"?

См. материал "Филатов Тимур Валентинович и Ипполитов Георгий Михайлович о методологии истории. Обоснованы ли выводы?"

См. материал "Противоречия в постмодернистской концепции истории Ирины Максимовны Савельевой и Андрея Владимировича Полетаева".

См. книгу "Методология истории: академизм и постмодернизм".

| Дата размещения: 18.02.2024 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2024. Хостинг от uCoz.