Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Теория и методология истории

Объективная природно-историческая действительность (реальность)

Объективная природно-историческая действительность - это непосредственно и опосредованно, фрагментарно наблюдаемая, движущаяся, изменяющаяся, взаимосвязанная глобальная совокупность природно-событийной и природно-источниковой реальностей; в основе этого процесса: 1) деятельность человека - природного мыслящего существа, детерминированная инстинктами, наследственностью и нормами поведения, формирующимися и укрепляющимися по ходу усвоения людьми как положительного, так и отрицательного многовекового опыта естественно сменяющих друг друга поколений, 2) непрерывная и разноплановая трансформация фрагментов объективно существующей природно-событийной реальности в исторические и природно-исторические источники (событие-источник), приводящая к образованию и постоянному движению природно-источниковой реальности, 3) систематическая трансформация фрагментов объективно существующей природно-источниковой реальности в исторические события (источник-событие).

В каждом отдельном случае, момент завершения трансформации исторического события (или природного явления) в исторический или природно-исторический источник отграничивает природно-событийная реальность от природно-источниковой реальности (событие-источник). Примерно, то же самое мы наблюдаем в процессе трансформации фрагментов объективно существующей природно-источниковой реальности в исторические события (источник-событие).

Нужно видеть динамичное взаимодействие этих двух реальностей, которое не заканчивается после трансформации исторических и природно-исторических событий в исторические и природно-исторические источники. В этом плане было бы неправильно представлять природно-источниковую реальность как нечто аморфное, неподвижное, меняющиеся только под влиянием природных факторов, а тем более, противопоставлять ее природно-событийной реальности и (или) отделять от нее. Фрагменты природно-источниковой реальности, являясь органической частью природно-исторической действительности, систематически вовлекаются людьми в непосредственно происходящие события, становясь актуальными и современными (источник-событие).

Вот почему между природно-событийной и природно-источниковой реальностями отсутствует четкая граница в привычном понимании этого слова. Вернее будет делать акцент на диалектическом единстве этих реальностей в рамках постоянно движущейся и изменяющейся природно-исторической действительности.

Именно эту объективную природно-историческую действительность, с помощью комплекса методов и средств, фрагментарно изучает историк, именно она является объектом исторической науки.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент, 2020

| Дата размещения: 15.10.2020 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2025. Хостинг от uCoz.