См. Ч.1К.Г. Мяло считала центральным парадоксом нашей эпохи, основным ее соблазном,—социальную готовность к беспамятству, к разрыву «связи времен». Этот же парадокс она видела и в перестроечных процессах. Автор подчеркивала, что «чем более безболезненным видится такой разрыв, тем меньше доверия внушает потенциал духовного возрождения. Самосознание превыше всего стремится сохранять, умея находить формулы преодоления времени без отречения от него самого. Идеология, бывшая господствующей на протяжении десятилетий, оказалась бессильной справиться с этой задачей, к решению которой, так или иначе, найдены подходы во всех религиях", что "необходимо восстановление «слогов исторической азбуки» — отцовско-сыновней связи, преемственности поколений.66
Таким образом, "позитивное" (духовно-нравственное) направление общественной мысли, наряду с критикой существовавшей тогда общественной системы, пыталось сформулировать альтернативную марксизму-ленинизму систему ценностей, ориентированной на Человека, его духовный мир, его высокое предназначение. Вот некоторые главные части этой системы:
- признание важности в становлении человеческой личности религии, способной поднимать человека до высот нравственности, милосердия, любви к ближнему, призывающей к терпимости к чужому мнению, самопожертвованию;
- реабилитация традиционных культур, сосредоточивших в себе тысячелетний опыт человеческого общения, взаимоотношений человека с природой, обществом, опыт семейных отношений;
- идея «связи времен», преемственности поколений, учета исторических традиций при использовании какого-либо иностранного опыта;
- идея морального абсолюта и благоговения, отрицающей вседозволенность и безответственность.
Ссылки и примечания
1. Латынина А. Колокольный звон - не молитва. К вопросу о литературных полемиках //Новый мир. —1988.—№ 8.—С. 232.
2. Клямкин И. Почему трудно говорить правду. Выбранные места из истории одной болезни //Новый мир.—1989.—№ 2.—С. 205.
3. Битов А. Близкое ретро, или комментарии к общеизвестному //Новый мир.— 1989.—№ 4.—С. 154.
4. Цит. по: Латынина А. Солженицын и мы //Новый мир.—1990.—№ 1.—С. 251.
5. Буртин Ю. «Реальная критика» вчера и сегодня //Новый мир. – 1987.- С. 231.
6. Анастасьев Н. Летопись революционного века //Новый мир.—1987.—С. 226.
7. Там же.—С. 227, 229.
8. Логинов В., Иоффе Г. Страницы истории Октября //Новый мир.- 1987.- №11.—С. 190—191.
9. Драпкина Е. Раздумья в Горках //Новый мир.—1987.—№ 11.—С.5-45.
10. Бурлацкий Ф. После Сталина. Заметки о политической оттепели //Новый мир.—1988.—№ 10.—С. 185.
11. Соловьев А. Долги, которые нечем платить //Новый мир.—1987.—№ 10.—С. 265—266.
12. Шмелев Н. Авансы и долги //Новый мир.—1987.—№ 6.—С. 142, 266.
13. Там же.—С. 143.
14. Там же.
15. Лацис О. Зачем же под руку толкать? // Новый мир.—1987.—№ 7.—С. 205.
16. Петраков Н. Золотой червонец вчера и завтра //Новый мир.—1987.—№ 8.
17. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики //Новый мир.—1987.—№ 9.—С. 147—148.
18. Лисичкин Г. Мифы и реальность. Нужен ли Маркс перестройке? //Новый мир.—1988.—№11.—С. 162.
19. Там же.—С. 163.
20. Там же.—С. 165.
21. Там же.- С. 169.
22. Клямкин И. Какая улица ведет к храму? //Новый мир.—1987.—№11.—С. 176.
23. Там же.
24. Там же.—С. 180.
25. Там же.—С. 187.
26. Попкова Л. Где пышнее пироги? //Новый мир.—1987.—№ 5.- С. 239—240.
27. Нуйкин А. Идеалы или интересы? //Новый мир.—1988.—№ 1.—С. 20, 196.
28. Золотусский И. Крушение абстракций //Новый мир.—1989.—№ 1. - С. 236.
29. Андреева Н. Не могу поступиться принципами //Советская Россия.- 1988.- 13 марта.
30. Клямкин И. Почему трудно говорить правду?—С. 211.
31. Там же.—С. 212.
32. Там же.—С. 233.
33. Залыгин С. Предисловие // Новый мир.—1990.—№ 4.—С. 173.
34. Ципко А. Истоки сталинизма //Наука и жизнь.—1988.—№ 11,12; 1988.- №1, 2.
35. Ципко А. Хороши ли наши принципы? //Новый мир.—1990.- №4.- С.184.
36. Там же.—С. 187.
37. Там же. – С.188—189.
38. Там же.- С.195.
39. Там же.
40. 3лобин А. Любой ценой //Новый мир.—1987.—№ 3.—С. 209.
41. Там же.—С. 221.
42. Там же.—С. 226.
43. Виноградов И. О повести Сергея Каледина «Смиренное кладбище» //Новый мир.—1987.—№ 5.—С. 82—84, 85.
44. Там же. - С. 85.
45. См. рецензию В. Калинина «В стороне от реальности» //Новый мир. - 1988.—№ 7.—С. 257—258.
46. Гулыга А. Поиски абсолюта. К вопросу о милосердии, о котором напомнил Д. Гранин //Новый мир.—1987.—№ 10.—С. 246.
47. Там же.
48. Там же.—С. 250.
49. Там же.—С. 251, 252.
50. Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. – 1988.- № 6.—С. 253.
51. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая //Новый мир. —1988.—№ 7.—С. 212; Статья вторая //Новый мир. — 1988.— № 9.—С. 231—232.
52. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция //Новый мир.—1988.—№ 8.-С. 254.
53. Там. же.—С. 255.
54. Шафаревич И. Две дороги—к одному обрыву //Новый мир. 1989.—№ 1 .—С. 159, 161, 164.
55. Корхов Ю. Паутина принуждения //Новый мир.—1987.—№ 5,—С. 244—245.
56. Буртин Ю. «Реальная критика» вчера и сегодня //Новый мир. 1987.—№ 6.—С. 239.
57. Грязин И. Правовое государство //Новый мир.—1988.—№ 8.—С. 266.
58. Латынина Д. Колокольный звон—не молитва.—С. 244.
59. Базилева И., Эмерсон П. Консенсус //Новый мир. —1990.—№ 3. - С. 219—223.
60. Золотусский И. Крушение абстракций //Новый мир.—1989.—№ 1.—С. 245.
61. Сушков Б. В поисках «зеленой палочки» //Новый мир.— 1988.—№ 10.—С. 269.
62. Шубкин В. Трудное прощание //Новый мир.—1989.—№ 4.—С. 182.
63. Карабчиевский Ю. «До былой слепоты не унизиться» //Новый мир.—1989.—№ 1.—С. 260.
64. Рассадин Ст. Расплюев. Биография типа //Новый мир. — 1988.—№ 1.—С. 245.
65. Чайковская О. Гринев //Новый мир.—1987.—№ 8.—С. 241 — 243.
66. Мяло К. Посвящение в небытие //Новый мир.—1990.— № 8.—С. 238—241.
©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук, 2011
Материал размещен с разрешения автора.