Навигация Главная страницаБиблиография Тематика публикаций:
Историческая энциклопедия Источники Полезная информация Выписки и комментарии Критические заметки Записки, письма, дневники Биографии и воспоминания Аннотации Обратная связь Поиск по сайту |
Статьи Главная » Статьи » Тематика » Церковная историяО малоисследованных сюжетах биографии св. Софии Селиверстовой (1871-1938).
В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения и 20 лет со дня канонизации св. Софии Панфиловны Селиверстовой (1871-1938). Как показывает практика, изучение биографий святых Русской Церкви имеет большое научное, просветительское, воспитательное и краеведческое значение. Вот почему важно, придерживаясь традиции, уходящей своими корнями в творчество выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского [25], - изучать жизненный путь подвижников Православия с возможно максимальной опорой на доступные исторические источники и литературу.
1. Место рождения прмц. Софии нуждается в уточнении София родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила Селиверстова [3]. Однако на территории Сердобского уезда существовали несколько населенных пунктов в названии которых фигурировало слово "Изнаир": 1) с. Богородское (Изнар тож), 2) с. Еланский Изнаир; 3) с. Изнаир (с. Поливановка) [2]. Причем, если Богородское (Изнаир тож) основано после 1725 года [9], а однопрестольный деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери возведен там в 1769 году [18, c. 355], то Еланский Изнаир возник в 1840-х годах [9], а храм возведен в 1888 году, тоже в честь Казанской иконы Божией Матери, однопрестольный и деревянный [18, c. 362]. В Поливановке храм был построен в 1897 году и освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, каменный, с такой же колокольней [1, 18, c. 354]. Богородское по отношению к Еланскому Изнаиру, можно сказать, было "материнским" селом. В 1840-х годах половина жителей Богородского (Изнаир тож) "по жеребьевке выселилась за 60 вёрст в верховья реки Еланки в Борковскую волость. Перевозили переселенцев за мирской счёт, вместе с избами. Там у изнаирских однодворцев во владении был участок ковыльной степи площадью 1672 десятины 1825 саженей, отмежёванный к селу Изнаир (Богородское - авт.) в 1801 году. Ранее изнаирские крестьяне выезжали туда для обработки земли" [9]. В настоящее время оба села имеют одно и то же наименование - Изнаир [19, 20]. Видимо, Еланский Изнаир переименовали в советский период, так как еще в 1912 году он продолжал именоваться по-старому - с приставкой "Еланский"[18, c. 362]. Ныне это село находится на территории Екатериновского района Саратовской области, а бывшее Богородское (Изнаир тож) - в Ртищевском районе той же области. Село Поливановка переименовано в Изнаир, вероятно, также в советское время, так как еще в 1912 году упоминалось как "Поливановка" [18, c. 354]. Одинаковое наименование (Изнаир) разных сел вносит путаницу в локализацию места рождения прмц. Софии Селиверствой. Существует две точки зрения: 1) София родилась в Изнаире Екатериновского района, то есть в бывшем Еланском Изнаире [27]; 2) София родилась в Изнаире Ртищевского района, то есть в бывшем с. Богородское (Изнаир тож) [14;26]. Причем, оба района находятся на канонической территории Балашовской епархии РПЦ. Определенность в этом вопросе может внести изучение записи о рождении Софии в метрической книге за 1871 год. Но если идти по этому пути, то Еланский Изнаир и Изнаир (Поливановка), скорее всего, на данном этапе исследования отпадают, так как храмы в этих селах возникли спустя много лет после рождения Софии (1888 и 1897 гг.). Значит, целесообразнее на этом этапе искать запись в метрической книге храма в честь Казанской иконы Божией Материи с. Изнаир (бывшее Богородское) - там храм появился в 1769 году, то есть за 102 до рождения Софии. Вероятно, эта книга должна находится в Государственном архиве Саратовской области (метрические книги велись в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви, второй отсылался в архив консистории) [21]. Если же эта запись не будет найдена, то предстоит использовать иные исследовательские процедуры. То есть перед историками и архивистами стоит важная задача - найти точное место рождения прмч. Софии прежде всего в целях уточнения ее биографии и увековечивания памяти святой на ее малой родине. 2. Жила ли София Селиверстова в Краишевском женском монастыре? К сожалению, в освещении жизненного пути прмц. Софии встречаются неточности, вызванные, похоже, невнимательным изучением и сопоставлением исторических материалов. Так, в ряде публикаций утверждается, что София прожила в Краишевском женском монастыре 20 лет [15; 26]. Но ведь данный монастырь был учрежден в 1899 году, когда София (с 1891 г.) уже жила в Петербурге. Судя по всему, нужно было уточнить, что она, до отъезда в этот город, жила не в монастыре, а при женской общине. В литературе отмечается, что женские общины не были монастырями и создавались, как известно, в целях миссионерства и благотворительности. К тому же, далеко не каждая община удостаивалась чести быть преобразованной в монастырь. Если же это событие происходило, то история монастыря отсчитывалась со дня его учреждения (преобразования, переименования общины), история же общины относилась к предыстории монастыря [23]. Примерно, такая же путаница наблюдается с понятиями "послушница" и "монахиня". В отдельных публикациях [16;27] говорится о том, что в 1927 году София Селиверстова проживала в Москве вместе с пятью (иногда ошибочно пишут - "с тремя" [26]) монахинями бывшего Страстного монастыря. Но судя по текстам житий новомучениц [10-13], пострадавших вместе с Софией Селиверстовой, они были не монахинями, а послушницами, то есть только готовившимися к принятию монашеских обетов. По сути, уже бывшие послушницы закрытого Страстного монастыря объединились в нелегальную православную женскую общину (Вера Морозова, Евдокия Павлова, Мария Носова, София Селиверстова, Пелагия Павлова и Параскева Цапурина)[4, 5]. По всей видимости, такого рода общины с научной точки зрения пока рано называть "домашними" монастырями [5]. Для того, чтобы говорить о наличии такого рода "монастырей" в советское время, нужно провести специальное историко-методологическое и историко-церковное исследования, по ходу которых были бы выработаны необходимые критерии, позволяющие выявить общее и особенное в монастырях, действовавших до революционных событий 1917 года и в т.н. "домашних монастырях". Вероятно, сегодня словосочетание "домашний монастырь" можно использовать, но только в качестве некоего публицистического оборота речи. Ссылки и примечания 1. Александро-Невская церковь (Поливановка). [Электронный ресурс]. 2. Алфавитный список населенных пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года. [Электронный ресурс]. 3. Дамаскин (Орловский), архимандрит. Преподобномученица София (Селиверстова) //Региональный общественный фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви". [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=243 4. Вышла в свет книга, посвященная преподобномученицам московского Страстного монастыря. [Электронный ресурс]. URL: http://moseparh.ru/vyshla-v-svet-kniga-posvyashhennaya-prepodobnomuchenicam-moskovskogo-strastnogo-monastyrya.html (дата обращения: 31.01.2021). 5. "Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938 гг.). Новомученицы Московского Страстного монастыря Вера (Морозова), Евдокия (Павлова), Мария (Носова) и София (Селиверстова). [Электронный ресурс]. URL: https://expo-books.ru/category/book?id=198 (дата обращения: 31.01.2021). 6. Изнаир (значения) //Ртищевская энциклопедия. Электронный вариант в сети интернет. 7. История Краишевского монастыря. [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbtmejxqgdjgx6b2ixah.xn--p1ai/istoriya-kraishevskogo-monastirya/ 8. Кузеванова Л.М. Балашовский край: особенности местной церковной истории и некоторые направления ее изучения. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-699 (дата обращения: 31.01.2021). 9. Культурно-историческое наследие села Изнаир. [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie-sela.ru/places/SAR/1702/14296/ (дата обращения: 31.01.2021). 10. Преподобномученица Ве́ра Морозова, послушница. [Электронный ресурс]. 11. Преподобномученица Евдоки́я Павлова, послушница. 12. Преподобномученица Мари́я Носова, послушница. [Электронный ресурс]. 13. Святая преподобномученица София, послушница Страстного монастыря, память 15 (28) февраля. [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2956 (дата обращения: 31.01.2021). 14. Селиверстова София Панфиловна. [Электронный ресурс]. 15. Селиверстова София Панфиловна. [Электронный ресурс]. 16. Селиверстова София Панфиловна.[Электронный ресурс]. 17. Сердобский уезд. [Электронный ресурс]. 18. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. 19. Изнаир (Екатериновский район). [Электронный ресурс]. 20. Изнаир (Ртищевский район). [Электронный ресурс]. 21. Метрическая книга. [Электронный ресурс]. 22. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-v-butove-postradavshih (дата обращения: 31.01.2021). 23. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 184-185. 24. Собор Московских святых. [Электронный ресурс]. 25. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Изд. К. Солдатенкова, 1871. См. электронный текст книги: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/pravoslavie-v-rossii/1 26. Селиверстова София Памфиловна. [Электронный ресурс]. 27. Селиверстова София Панфиловна (1871). [Электронный ресурс]. ©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук; текст, 2019-2024
| Дата размещения: 16.12.2024 |
|
Аннотации
|