Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Историческая энциклопедия » О

Об ЭПИ-концепции и ЭПИ-методе в историческом исследовании

С появлением интернета, мобильных записывающих и передающих устройств эффективность системы наблюдения за фрагментами объективной природно-событийной реальности радикально повышается. В частности, прямые многочасовые трансляции с места происходящих событий и явлений (например, наводнения, лесные пожары и ликвидация их последствий), в режиме реального времени, возможны одновременно из многих точек региона, страны и даже мира. В этом же плане большие потенциальные возможности заложены в наблюдениях со спутников из космоса (также как, например, в метеорологических или географических исследованиях). Эти и иные факты свидетельствуют об органической связи природного и историко-событийного в деятельности человека - мыслящего природного существа.

Таким образом, фундаментальная научная проблема обеспечения более систематического, всестороннего непосредственного наблюдения и фиксирования реально происходящих событий (и связанных с ними природных явлений) постепенно решается и технически, что в дальнейшем позволит значительно сократить потери ценной исторической информации.

В связи с этим, придется пересмотреть значение устоявшегося в сознании историков постулата о необходимости соблюдения т.н. "исторической дистанции". Дело в том, что историки, устранившись как минимум на 15-20 лет от исследования современных им событий, неизбежно теряют возможность непосредственного изучения уникальной информации, например, в связи со смертью непосредственных участников исторических событий, уничтожением ауди/видеозаписей, интернет-материалов, бывших когда-то в свободном доступе, но никем не зафиксированных.

Причем, речь идет о необходимости наблюдений за современными событиями (непосредственно и (или) с помощью технических средств) и сборе исторической информации именно профессиональными историками - с прицелом на изучение конкретной научной темы последующими поколениями исследователей, которым, по понятным причинам, не надо будет специально ждать, когда возникнет "историческая дистанция".

Важный этап исторического исследования, коим является этап непосредственных наблюдений за современными историческими событиями по конкретной научной теме, ни в коем случае нельзя полностью отдавать на откуп социологам, политологам, психологам, представителям других научных направлений, использующим своеобразные концепции, исследовательские методы, приемы и средства, не всегда согласующиеся с целями и задачами собственно исторического исследования. Однако это не исключает сотрудничества с данными специалистами в рамках междисциплинарных проектов, осуществляемых под руководством историков.

То есть в современных условиях возникли реальная потребность и возможность в проведении исторических исследований "по свежим следам", одной из главных целей которых является формирование максимально представительной историко-информационной базы для первоначальных и последующих исследований, осуществляемых новыми поколениями историков по той же примерно теме. Стало быть, профессиональный историк сознательно и целенаправленно берет на себя функции непосредственного наблюдения, научного фиксирования, предварительного осмысления фрагментов современных ему исторических событий и связанных с ними природных явлений.

Такой подход значительно меняет саму структуру исторического исследования, предполагающего, кроме всего прочего, "поколенную" преемственность в изучении одной и той же научной темы, эффективное исследование которой обеспечивается не только наличием достаточного количества информативных источников, но и непосредственными наблюдениями фрагментов "живых" исторических событий. То есть ныне живущие историки, кроме всего прочего, как бы передают эстафету исследований последующим поколениям ученых по конкретной теме, профессионально наблюдая и фиксируя фрагменты реально происходящих современных им исторических событий, используя весь комплекс новых и традиционных средств исторического исследования.

Этот метод можно обозначить как метод эстафетно-поколенного исследования (ЭПИ-метод) фрагментов природно-исторической действительности. Конечно, этот новый во многих отношениях исследовательский метод, должен сочетаться с другими, доказавшими свою эвристическую ценность, методами исторического исследования. Эффективное использование ЭПИ-метода возможно лишь в рамках соответствующей концепции ["Концепция эстафетно-поколенного исследования фрагментов природно-исторической действительности" (ЭПИ-концепция)]. Естественно, что после развернутого обоснования ЭПИ-концепции, ЭПИ-метода, нужно будет приступить к созданию целого комплекса необходимых научно-организационных и чисто методических средств, облегчающих процесс адаптации этого метода к условиям и специфике конкретно-исторического исследования.

Литература

Кузеванов Л.И. Методология истории: академизм и постмодернизм. 2-е изд., доп. М.: Российская историография, 2014. Электронная версия: URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-181

Кузеванов Л.И. Объективная природно-историческая действительность: совокупность природно-событийной и природно-источниковой реальностей [Электронный ресурс].
URL: http://klio.3dn.ru/publ/3-1-0-689

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 1919-2020

Материал размещен с согласия автора.

Изображение метеоспутника размещено в интернете в свободном доступе.

См. материал "Объективная природно-историческая действительность: совокупность природно-событийной и природно-источниковой реальностей".

См. монографию "Методология истории: академизм и постмодернизм".

| Дата размещения: 17.10.2020 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2020. Хостинг от uCoz.