Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

"С молитвою мы были на войне". К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы. Источники Великой Победы над силами зла и тьмы - многочисленны. Так, в мемуарах участников войны, исторических документах содержится сведения о позитивном влиянии Православия на формирование готовности граждан СССР к ратным и трудовым подвигам.

Например, житель г. Балашова Саратовской области, инвалид Великой Отечественной войны, Георгий Федорович Калинин в очерке "Лишь бы Родина осталась жива" писал следующее: "2 августа 1942 года ко мне в казарму пришла мать со своей сестрой, тетей Дусей, принесли пирожки. Рассказали, что многие бегут из города - немцы обходят Ставрополь. Далее они поведали, что мой сосед, Колька, которого призвали весной в армию, сидит дома - прячется. Тетушка Дуся прошептала мне на ухо: "И ты приходи домой, мы тебя спрячем!" Не успел я ей ответить, как мать отстранила Дусю и громко сказала: "Иди сынок, со своими. Мы - Ветохины - русские, а немцы - наши враги". И перекрестила три раза, сунув мне в карман бумажку с текстом "Отче наш"

Первый бой с гитлеровцами Георгий Федорович принял в том же месяце 1942-го у Невинномысска. После боя ночевать молодым бойцам пришлось в ст. Суворовской, находившейся на плоскогорье по дороге на Пятигорск. "Утром, - рассказывает ветеран, - провожали нас казаки всей семьей. Деда мы еле узнали: он переоделся в старую казачью форму, на груди - Георгиевский крест. Старик одернул занавеску в проходной комнате, и перед нами открылись старинные иконы Божией Матери и Николая Чудотворца с зажженной лампадой. "Помолимся за ратную победу над супостатами!" - воскликнул он и первым перекрестился, за ним последовали все женщины и даже маленький правнук. Мы опешили. Я с опозданием, но перекрестился". Как бы подытоживая пережитое, ветеран заканчивает свой очерк словами: "В ответ на зверства фашистов народ обратился к Спасителю..."[1]

Слова ветерана о зверствах гитлеровцев подтверждаются многочисленными исследованиями. Так, профессор РГГУ Б.В. Соколов в своей книге "Оккупация: правда и вымыслы" приводит потрясающие факты нацистского и коллаборационистского террора против мирного населения на временно оккупированной территории СССР. Вот, например, что творили каратели с 20 по 25 августа 1943 года в Лельчицком районе Полесской области Белоруссии.

Документы свидетельствуют: «Ворвавшись в деревни, гитлеровцы сжигали все дотла, убивали стариков, женщин и детей, насиловали женщин и несовершеннолетних девочек, чинили зверскую и кровавую расправу. Надругались над христианскими храмами и их служителями. В лесах за людьми, как за зверями, охотились целые полчища. Угоняли и убивали скот, уничтожали посевы с целью оставления населения (укрывавшегося в лесах) без продуктов питания. Из 62 населенных пунктов сожжены все, 22 населенных пункта (в том числе городской поселок Лельчицы) сожжены во второй раз. Убито и замучено лиц мужского пола 103, женского — 105, детей — 105. Всего 313. Угнано (в Германию. — авт. книги) 532 человека, сожжено дворов — 1522, государственных и колхозных построек — 111. Угнано лошадей — 187, крупного рогатого скота — 1217, телят — 69, овец — 1508, свиней — 480...»

Автор книги приводит выдержки из документов, раскрывающие конкретные факты нацистско-коллаборационистских зверств по отдельным деревням, селам и поселкам.

«Деревня Забережница, Синицко-Польский сельсовет: 1) Дорошук Евдокия Ивановна в возрасте 60 лет, зверски замучена: вырезана грудь, выколоты глаза, отрезаны уши. 2) Левковская Антонина Ивановна в возрасте 34 года, зверски замучена: вывернуты руки и ноги, а затем убита. 3) Барановская Маланья, в возрасте 72 лет, вырезана грудь, выколоты глаза, вывернуты руки, череп головы разломан. 4) Левковская Елена, 75-летняя старуха, обнаружена в колодце с завязанными глазами.

Село Буйновичи того же сельсовета: Малец Анна Ивановна — 17-летняя девушка, изнасилована группой гитлеровцев, после чего заживо изрезана на куски. 2) Малец Мирон Алексеевич, в возрасте 32 лет, посажен на землю, вокруг него разложен костер, после того, как были обожжены волосы и кожа, убит".

Б.В. Соколов отмечает, что "Большинство подверглось мучительной смерти за подлинную или мнимую связь с партизанами или просто потому, что в недобрый час попались на глаза тем, кого и людьми назвать-то затруднительно", "примерам германских зверств несть числа", подобных документов в архивах "сохранились многие сотни" [2]

Спустя почти 60 лет после Победы участники Великой Отечественной войны в своем Обращении к жителям Балашовского района, принятом на I-й конференции "Балашовцы в годы Великой Отечественной войны" (24 октября 2003 г.), отмечали: "Наш великий народ, как это не раз было в истории, выстоял и разгромил иноземных захватчиков во многом благодаря своей духовной мощи, величайшему патриотизму и верности нравственным традициям российского воинства, веками формировавшимися под благотворным влиянием Русской Православной Церкви"[3].

Один из авторов этого Обращения, ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин г. Балашова Саратовской области, Валентина Гавриловна Рязанова (1923-2013), вспоминая суровые годы войны, подчеркивала, что "когда смерть берет тебя за горло и начинает его сжимать, в эту минуту мы всегда вспоминаем Бога: "Господи, Иисусе Христе, спаси и сохрани, я ведь еще жизнь не видела"[4]

Все это лишний раз говорит о том, что, несмотря на страшные гонения (к 1941 г. в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей), Православие продолжало пользоваться внушительной поддержкой населения СССР. Так, по Всесоюзной переписи 1937 г. 2/3 сельского и 1/3 городского населения считали себя верующими.

С самого начала войны начались сборы средств среди верующих в помощь фронту, на подарки воинам, содержание раненых, сирот. По инициативе Церкви проводился сбор средств на создание танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от Православной Церкви в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб. За патриотическую деятельность около 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы»; более 50-ти - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков - медалью «Партизану Великой Отечественной войны» [5]

Важно подчеркнуть, что уже 22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором в обобщенной форме давалась характеристика Отечественной войны 1812 года и войны, начавшейся 22 июня 1941 года, а также сути патриотизма и его полной противоположности коллаборационизму:

"В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе.

Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере.

Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией.

А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину.

Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу"[6].

Видимо, это Послание стало настоящим манифестом борьбы православных христиан (то есть, миллионов граждан СССР) с озверевшим агрессором. Можно говорить и о непосредственном влиянии данного Послания на выступление Сталина 3 июля 1941 г. В своей речи, произнесенной по радио спустя почти две недели после начала войны, он обращался к гражданам СССР со словами "Братья и сестры!"[7] Не без влияния Церкви во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена и медали в честь героев времен великокняжеской Руси и императорской России: в 1942 году - ордена Александра Невского (канонизирован Православной Церковью в 1547 году [8]), Кутузова, Суворова; в 1943 году - орден Богдана Хмельницкого; в 1944 году - ордена и медали Нахимова и Ушакова. Об использовании дореволюционного опыта свидетельствует и возрождение в 1941 году в советских вооруженных силах гвардии, а в 1943 году - введение военной формы и погон, очень похожих на царские [9]. В сентябре 1943 года, с согласия властей, в Православной Церкви было восстановлено Патриаршество. Двенадцатым Патриархом стал Митрополит Сергий [10].

Победа была завоевана усилиями всего народа, и война носила четко выраженный отечественный характер. Это особенно важно подчеркнуть, так как в современной историографии появилось немало трудов, в которых подвергается сомнению именно народный, отечественный характер двух Отечественных войн - 1812 и 1941-1945 гг., идеализируется деятельность коллаборационистов, пособников гитлеровцев, терроризировавших мирное население на временно оккупированных территориях [11].

Исторические факты убедительно свидетельствуют, что абсолютное большинство потомков репрессированных священнослужителей не ожесточились, не перестали любить свое Отечество. Известный исследователь истории священнических династий, в том числе и балашовских, Ираида Ивановна Лежнина (на снимке) в своем труде показывает их ратный и трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны. В те трудные годы мужчин на фронте очень сильно поддерживали теплые письма родных из дома. Вот что писала в стихотворной форме своему мужу 22 января 1944 года Баркова (Пикинская) Галина Ивановна, представитель старинного священнического рода:

"...Я немного знаю, /Где ты бьешь врага. /Вы возьмете город – /Салютуй, Москва!
С гордостью скажу я: /И мой муж герой. /Только ты будь скромен, /Сдержан, мой родной!
Пусть твои снаряды /Точно лягут в цель, /Еще раз им скажем: /Удирай, кто цел!
Отобьешь селенье – /Девочку найди, /Как свою дочурку, /Ты к груди прижми.
Расспроси, мой милый, /Крепко обласкай, /Мирный труд и счастье, /Ей пообещай.
Как жилось в неволе? /Где отец и мать? /Ты же призван, воин, /Родину спасать!"
[12].

Воронов Иван Михайлович (в монашестве Алипий, архимандрит, 1914-1975, на фото) воевал на фронтах Великой Отечественной, прошел боевой путь от Москвы до Берлина. Боевые награды: орден Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги»[13].

Вот что он рассказывал о том времени: «Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет…»

Тяготы войны, постоянная борьба за сохранение Псково-Печорского монастыря (особенно в годы хрущевских гонений) подорвали здоровье о. Алипия (на снимке). В 1975 г. он перенес третий инфаркт. Перед смертью (12 марта 1975 г.) архимандрит Алипий сказал: "Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем". "Краски подали, но руки его уже не могли действовать, - сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну"[14].

Эти, идущие от сердца, строки из книги митрополита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые" перекликаются со своего рода поэтическим завещанием ветерана Великой Отечественной войны, монахини Елисаветы (в миру Вера Дмитриева, 1923-2011):

Меня Господь провел через войну. /Хранил меня от пуль и от снарядов. /Я перед Ним осознаю вину, /Как вспомню — слезы льются градом.
Мой светлый ангел был всегда со мной, /Я под его крылом была хранима, /Хоть страшен был мне минометный вой, /Но все осколки пролетели мимо...
Медсестры видели погибших на полях /И раненых, больных и обожженных, /Их выносили на своих руках, /Писали письма матерям и женам.
С молитвою мы были на войне. /Поэтому, надеюсь, сохранились. /Я маму видела в коротком сне. /Они, конечно, с бабушкой молились.
А ведь молились многие на фронте. /Кто как умел, как знал и кто как мог. /И в самую ужасную минуту я повторяла: /«Да воскреснет Бог!»
Стонали раненые:/— Господи, помилуй. /Сестра, спаси, сестрица, помоги!... /Снаряды падали то рядом, то летели мимо... /И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!
[15].

Ссылки и примечания

1. Cм. Балашовские ветераны - о Великой Отечественной войне. К 60-летию Великой Победы /Под ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2005. C. 138, 143. Дед Г.Ф. Калинина по материнской линии - И.Ф. Ветохин - был купцом.

2. См. Соколов Б.В. Оккупация: правда и вымыслы. - М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/research/sokolov3/03.html (дата обращения: 6.05.2019).

3. Cм. Балашовские ветераны - о Великой Отечественной войне. К 60-летию Великой Победы /Под ред. Л.М. Кузевановой. - Балашов, 2005. С. 197.

4. Я вернусь, мама! //Болмосов В.Н. Забвению не подлежит. Тула, 2018. С. 231.

5. См. Дементьев Б. Патриотический подвиг Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс].
URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/10/30/patrioticheskij_podvig_russkoj_
pravoslavnoj_cerkvi_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny/(дата обращения: 6.05.2018).

6. Сайт "Православие. RU". [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/35145.htm (дата обращения: 6.05.2018).

7. См. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи /Составитель М.Лобанов. М., 2002. С.371.

8. См. Жития святых /Отв. ред. О.М. Гаврилова. СПб, 2008. С.139-140.

9. См. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985. С.289-290, 439,513-514.

10. Сергий (Патриарх Московский) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сергий_(Патриарх_Московский) (дата обращения: 6.05.2018).

11. См. Кузеванов Л.И. Методология истории: академизм и постмодернизм. Моногр. М., 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-181 (дата обращения: 6.05.2018).

12. См. Кузеванов Л.И. "Все, что нас окружает, невозможно было без прошлого". О двух книгах Ираиды Ивановны Лежниной. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-311 (дата обращения: 6.05.2018).

13. См. Алипий (Воронов). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алипий_(Воронов)

14. См. Митрополит Тихон об о. Алипии: "Сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта" /Сост. Л.Л. Кузеванова [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/1-1-0-519 (дата обращения: 6.05.2018).

15. См. Лепетухин А. У матушки Елисаветы [Электронный ресурс].
URL: http://www.slovoart.ru/node/1532 (дата обращения: 6.05.2018).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2018-2020

Материал размещен с разрешения автора.

На фотографиях ветераны Великой Отечественной войны: монахини Елисавета (в миру Вера Дмитриева, 1923-2011, на первой фотографии, во время войны - медсестра), Адриана (в миру Наталия Малышева, 1921-2012, на второй фотографии, во время войны – разведчица); Валентина Гавриловна Рязанова (1923-2013), на третьей фотографии, во время войны - начальник наблюдательного поста батальона Войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); на четвертой - протоиерей Александр Смолкин (1926-2002), в годы войны - старший сержант); на пятой - Ираида Ивановна Лежнина; на шестой и седьмой - Воронов Иван Михайлович (в монашестве Алипий). 1-2,4-7 фото размещены в интернете в свободном доступе, копия 3-й фотографии для последующего размещения на данном сайте была передана В.Г. Рязановой в 2011 году.

| Дата размещения: 21.01.2020 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2020. Хостинг от uCoz.