Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

Церковь и революция: важен сотериологический подход к изучению церковной истории

7 сентября 2017 г. в актовом зале Балашовской епархии РПЦ состоялся круглый стол на тему «Церковь и революция: проблемы и уроки», посвященный 100-летию октябрьской революции 1917 года, Поместному собору 1917-1918 гг. В мероприятии приняли участие исследователи, преподаватели и учащаяся молодежь, состоялся обмен мнениями. Выступления участников круглого стола носили дискуссионный характер, видно было, что никто из присутствующих не остался равнодушным к событиям столетней давности.

Так, были затронуты проблемы методологии изучения тех далеких событий. В частности, в выступлении автора данного очерка была подробно изложена позиция Русской Православной Церкви по отношению к октябрьской революции 1917 года, роли подвига новомучеников и исповедников в духовном развитии современного российского общества, сформулированы исторические уроки, которые должны учитываться в российском обществе. Особое внимание было уделено соработничеству Церкви и власти в решении социальных вопросов, в нравственном воспитании молодежи, формированию у граждан уважения к традиционным ценностям, воспитанию любви к Отечеству, созданию в обществе обстановки мира и доверия. Была подчеркнута важность использования, наряду с другими методами исследования, сотериологического подхода к изучению истории Церкви, предполагающего рассмотрение исторических событий в рамках учения о спасении. Иначе подлинная позиция Церкви по отношению к октябрьским (1917 г.) революционным событиям будет не совсем понятной.

Многие светские историки декларируют необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории. Однако на практике в современных исследованиях превалирует политический подход, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий. Данные авторы, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви начала ХХ века фактически оставляют без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь. Отсюда вытекает и определенное недопонимание данными исследователями сути подвига некоторых новомучеников и исповедников Церкви Русской, их деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования".

Вызывает возражение однозначно-категоричное использование в современной литературе термина "черносотенец", хотя он не имеет более или менее единообразного научного толкования, до сих пор "нагружен" политически и эмоционально. Видимо, исследователям, использующим это понятие, нужно как-то обосновывать его содержание, показывать его отличие от термина "монархист". Иначе к "черносотенцам" будут отнесены практически все последовательные монархисты, к которым себя причисляли тысячи православных людей, стремившихся не допустить разрушения традиционной русской государственности.

С другой стороны, в современной литературе нередко преувеличивается значение политических аспектов в деятельности того или иного церковного иерарха в годы, предшествующие октябрьскому большевистскому перевороту, что недопустимо. Так, например, святитель Гермоген (Долганев) в письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», указал на главную опасность, грозящую политическим партиям патриотического толка, - "ис­клю­чи­тель­ность пат­ри­о­тиз­ма пар­тий­но­го", который "мо­жет про­яв­лять­ся и пе­ре­хо­дить в дес­по­тизм и да­же ти­ра­нию". Святитель предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "толь­ко через ве­ру и Цер­ковь Пра­во­слав­ную мож­но со­хра­нить и за­щи­тить Рос­сию от злоб­ных де­мо­ни­че­ских про­ис­ков вра­гов Свя­той Церк­ви и пра­во­слав­ной От­чиз­ны. Толь­ко через Цер­ковь мож­но вли­вать по­сто­ян­ную жи­вую струю, под­дер­жи­вать в на­ро­де рус­ском, ис­ко­ни пре­дан­ном ей, дух ве­ры и тем са­мым вос­пи­ты­вать его в иде­а­лах веч­но­го спа­се­ния". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я ни­ко­гда не был, не мо­гу быть и не бу­ду по­ли­ти­ком или ру­ко­во­ди­те­лем по­ли­ти­че­ской пар­тии, хо­тя бы и са­мой луч­шей из всех пар­тий в Рос­сии"[1]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "... моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[2].

Именно в этом ключе нужно рассматривать факт предания анафеме епископом Гермогеном членов Саратовского отделения Союза русского народа. Епископ, на основе горького опыта общения с местными деятелями этой сугубо политической организации, не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия. Особенное неприятие вызывала благожелательность Союза русского народа в вопросе приема старообрядцев в свои ряды, что для Церкви было неприемлемо. По мнению православных иерархов, воссоединение со старообрядцами было возможно лишь на правах "чистого православия" или единоверия [3].

Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного, а не партийно-политического патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа с его крайностями партийного-политического патриотизма и политической всеядностью, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был почетным председателем и "покровителем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [4].

Надо особо подчеркнуть, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [5].

В светской литературе иногда политизируется роль св. праведного Иоанна Кронштадтского. При этом игнорируется роль Церкви прежде всего как сугубо духовного, нравственного центра жизни российского общества, деятельность которого, даже в условиях диктата светской государственной власти, всегда направлена на спасение человеческих душ, подготовку верующих "к стяжанию Царства Небесного", к признанию в их жизни огромной роли испытаний, жертвенности во имя Христа. Св. Иоанн Кронштадтский, может быть, лучше всех других пастырей олицетворял собой соборное, духовное начало Русской Церкви. "Бедное отечество, - сокрушался святой, - когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов"[6]. Оценивая роль свт. Гермогена в истории Русской Церкви, он говорил, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[7].

В этой связи было бы методологически неверно принижать личность свт. Гермогена на фоне восхваления авантюриста Григория Распутина, как это делают некоторые современные авторы. В год столетия революции в нашей стране было объявлено даже о создании "народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового" ("старца Григория") и "сбору свидетельств о его благодатной помощи". К 100-летию со дня смерти Распутина в с. Покровское (малой родине "старца") был установлен "часовенный столп". В Тобольской митрополии назвали "каноническим преступлением" установку этого сооружения, а также использование изображения Распутина на иконах и "самочинное "освящение" "часовенного столпа"[8].

То есть Распутина пытаются объявить "простонародным святым", "мучеником" в целях обеления мрачного образа этого проходимца, по стечению обстоятельств сыгравшего не последнюю роль в разрушении авторитета царской семьи в один из самых тяжелых периодов существования Государства Российского.

Недаром свт. Гермоген, осознав роковую роль этой темной личности, вынужден был вести с ней бескомпромиссную борьбу, прозорливо предвидя надвигавшуюся на Россию страшную катастрофу, вызванную прежде всего нравственным одичанием немалой части тогдашнего т.н. "просвещенного" общества, погрязшего в мистицизме, цинизме и вседозволенности [9].

Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых отвергла идею "святости" Распутина. В докладе председателя этой комиссии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (2004), в частности, говорилось:

1. "...немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо харизматического толка".

2. "...неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г. Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект".

3. "...безнравственность Г. Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельств можно найти в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского; +1945), Вениамина (Федченкова; +1961) и протопресвитера Георгия Шавельского (+1951), они нашли свое отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого; + 1937). Такое же отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский; +1918) и епископ Гермоген (Долганев; + 1918), преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (+1918), мученик Михаил Новоселов (+1938), а также архиепископ Феофан (Быстров)"[10].

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II так высказался по этому поводу: «Тем более нельзя говорить о канонизации Григория Распутина, который, хотя и облегчал страдания наследника от тяжкого недуга, своим поведением скомпрометировал императорскую семью, и этим воспользовались противники монархии в России. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории Российского государства»[11].

Подводя итоги размышлений по теме "Церковь и революция", можно сказать следующее: исследователи не должны рассматривать Русскую Церковь только как политический институт, совершенно отстраняясь от анализа ее главных функций по окормлению многомиллионной паствы, защиты ее от сил зла и тьмы. Исследователь, изучающий историю Русской Церкви, наряду с традиционными принципами и методами, должен учитывать требования сотериологического подхода к анализу исторических фактов. В противном случае картина реальных исторических событий будет сильно искажена.

Ссылки и примечания

1. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

2. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88.

3. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014. №4. С. 17,18 и др.

4. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/21736.html (дата обращения: 30.01.2018).

5. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. История и исторические науки, 2012. С. 152-155. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018); Она же. Православный монархизм: к определению понятия //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. История исторические науки, 2008. С. 181-183. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnyy-monarhizm-k-opredeleniyu-ponyatiya
(дата обращения: 30.01.2018).

6. См. Святой праведный Иоанн Кронштадтский [Электронный ресурс].
URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life6616.htm (дата обращения 30.01.2018).

7. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс].
URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-svyashhennomuchenik-germogen-dolganev
(дата обращения 30.01.2018).

8.См. Стефанов С. Григорий Распутин: между падшим богоискателем и оклеветанным старцем. URL: https://ria.ru/20170417/1492400770.html

9. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 63, 68, 77-78, 79-80, 81, 84.

10. См. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/archive/2004/10/26426/

11. См. Святейший Патриарх Алексий высказал свою позицию по ряду актуальных вопросов церковно-общественных отношений //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. URL: https://mospat.ru/archive/2002/08/nr207171/

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2017-2019

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. Церковь и революция: важен сотериологический подход к изучению церковной истории //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017-2019. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-

Изображения свт. Гермогена (в миру Георгий Ефремович Долганев, 1858-1918), св. праведного Иоанна Кронштадтского, а также Г. Распутина размещены в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения на экране монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт"и автора. Все права защищены

| Дата размещения: 30.09.2019 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2019. Хостинг от uCoz.