О подоплеке "дела церковников" (1930 г.) и судьбе викарного епископа Балашовского священномученика Иакова (Маскаева) - Церковная история - Тематика - Статьи - "Российская историография"

Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

О подоплеке "дела церковников" (1930 г.) и судьбе викарного епископа Балашовского священномученика Иакова (Маскаева)

"Дело церковников" (1930 г.) напрямую связано с судьбой священномученика Иакова (Маскаева). 6 февраля 1929 г. он был назначен Патриаршим Синодом епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии, седьмым по счету, начиная с 1918 года. В Балашов св. Иаков приехал в марте 1929 г. и поселился на ул. Большая Уральская (ныне ул. Горохова) в д. 36 [1]. Этот дом сохранился до наших дней.

Через несколько месяцев св. Иаков и его соратники по ненасильственной борьбе с гонениями на Церковь были обвинены властями в проведении «среди населения агитации против мероприятий советского правительства и партии». Окружным отделением ОГПУ 13 февраля 1930 г. было арестовано пятнадцать человек (священнослужители, монахини, миряне), в т.ч. и св. Иаков. Их поместили в тюрьму г. Балашова [2].

Через неделю после ареста епископа Иакова, 21 февраля 1930 года, президиум Балашовского горсовета принимает решение о закрытии Свято-Троицкого собора и направляет его текст на утверждение в президиум Балашовского окружного исполкома [3]. 2 марта 1930 г. президиум Балашовского окружного исполкома обратился уже в крайисполком с предложением о «ликвидации молитвенного здания – собора в г. Балашове» и о «передаче его Балашовскому горсовету для использования его на культурные цели»[4].

Почему власти так спешили? Дело в том, что Свято-Троицкий собор был центром ненасильственной борьбы с гонениями во главе с епископом Иаковым [5].

В чем же заключались конкретные причины активизации борьбы верующих балашовцев во главе с архипастырем в 1929-нач. 1930 годах? Ответ на этот вопрос содержится в письме прихожан во ВЦИК от 24 марта 1930 г.

В нем, в частности, говорилось: «... В прошлом году (т.е. в 1929 г. - Л.К.) в г. Балашове был закрыт Преображенский храм, а в феврале м-це с/г закрыты еще два храма: Михайло-Архангельский и Ильинский. В Балашове осталось всего два храма: Соборный и Кладбищенский". Причем, "здания трех отобранных у верующих церквей до настоящего времени ни на что не использованы и пустуют". То тесть верующие указывали на явную несправедливость действий властей.

Мало того, авторы "прошения" отмечали, что гонения продолжались и в начале 1930 года: "Кладбищенский храм имеет свое специальное назначение – отпевание и поминовение умерших, к тому же этот храм находится на окраине города и малопоместителен по своему размеру. Фактически в городе остается один Собор, который обслуживает нужды верующих всего города с 35-ти тысячным населением.

Кроме того к собору приписана деревня Еремениха, прилегающая к городу и имеющая до 600 домов. Но и этот, единственно оставшийся в городе храм, повидимому, находится под ударом, в смысле его закрытия. Об этом пишут в местной газете, да и в самый храм несколько раз являлась уже комиссия для обследования храма и выявления пригодности его для других целей.

Все это тревожит верующих города и внушает опасения за судьбу храма. Опасение, тревога у верующих усиливается от сознания того, что если собор будет взят, город останется совсем без храма, верующие будут поставлены в безвыходное положение в отношении удовлетворения своих религиозных нужд.

Учитывая это обстоятельство исполорган коллектива верующих Соборного храма решил обратиться к Высшей Центральной Власти и покорно просит ее предотвратить то громадное несчастье, которое может постигнуть верующее население города в том случае, если храм будет закрыт" [6].

Видимо, эти факты и явились подоплекой, сфабрикованного властями, т.н. "дела церковников". Цель этого "дела" - с помощью репрессий остановить ненасильственную борьбу верующих балашовцев против гонений на Церковь.

Однако, как показывает содержание "прошения" и последующие события, эта цель не была достигнута. Верующие встали на защиту святыни, не допустили в 1930 г. закрытия Свято-Троицкого собора. Так, в заявлении от 29 апреля 1931 г. заместителя председателя коллектива верующих Свято-Троицкого собора Аркадия Лукича Михайловского начальнику Балашовской милиции содержалась просьба разрешить собрание верующих 3 мая 1931 года, на котором планировалось избрать новый состав исполнительного органа коллектива верующих [7]. Мало того, верующие в течение еще нескольких лет вели неравную борьбу за сохранение святыни. Однако в 1935 г. собор был закрыт [8], а в 1936 г. варварски взорван [9].

Как же сложилась судьба владыки Иакова и его соратников? 9 июня 1930 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагере. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо - к трем годам концлагеря, шестеро - к трем годам ссылки, один - к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства. Преследования владыки Иакова продолжались еще шесть лет. 25 июля 1937 г. Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила Иакова (в числе других обвиняемых) к расстрелу. Предположительно он был казнен на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем Барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре 29 июля 1937 года, похоронен в общей могиле. В 2000 г. архиепископ Иаков был причислен Русской Православной Церковью к лику святых [10].

Ссылки и примечания

1. См. ГКУВО «Государственный архив Волгоградской области» (ГАВО). Ф. Р-3083. Оп.1. Л.117-118.

2. См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.10.2016).

3. См. Выписка из журнала заседаний президиума Балашовского городского совета от 21 февраля 1930 года //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.151. Оп.1. Д. 338. Л. 237; Письмо председателя Балашовского горсовета Смирнова в президиум Балашовского окружного исполкома от 26 февраля 1930 г (№ 502) //Там же. Л. 234.

4. См. Выписка из протокола №17 заседания Президиума Балашовского окрисполкома от 2 марта 1930 года //Там же. Л. 234.

5. См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.10.2016).

6. См. Прошение коллектива верующих Соборного храма г. Балашова Нижне-Волжского края во ВЦИК СССР от 24 марта 1930 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л.388-389 об.

7. БФ ГАСО. Ф.151. Оп.1. Д. 338. Л.318-319 об.

8. См. Постановление президиума Балашовского горсовета 16 июня 1935 года //Протоколы заседаний и постановления президиума Балашовского городского совета //БФ ГАСО. Ф.218. Оп.6. Д.10. Л.122.

9. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 31.

10. См. См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.10.2016).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016

Статья размещена с разрешения автора.

Материал опубликован в рамках проекта «Новомученики и исповедники земли Балашовской», ставшего победителем в Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015-2016».

Изображение св. Иакова размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения НЭИ "Российская историография" и автора. Все права защищены.

| Дата размещения: 23.11.2016 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.