Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

Насколько достоверны сведения А.П. Новикова о монахине Сарре и Балашовской женской общине?

В 1884 году, в шестом номере журнала "Саратовские епархиальные ведомости", был опубликован материал священника Прокопия Разумова "Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г." [1]. Сведения о. Прокопия очень важны, так как исходят от очевидца ряда описываемых событий. Фактически о. Прокопий стал первым биографом монахини Сарры. Какую же историческую информацию можно почерпнуть из материала, вышедшего в свет более 130 лет назад?

Начальница Балашовской женской общины монахиня Сарра (в миру Мария Васильевна Ананьевская) прослужила в этой должности более одиннадцати лет и умерла 25 января 1884 г. 58 лет от роду [2].

Мария Васильевна происходила из дворян Тульской губернии, образование получила в институте благородных девиц, хорошо владела французским языком. Ее отец, Василий Алексеевич Ананьевский, в разное время занимал довольно высокие управленческие должности в Воронеже, Орле, Туле и других российских городах [3].

Мария с ранних лет лишилась матери и вместе со старшей сестрой заведовала хозяйством отца, за что ее прозвали «экономкой». Отец женился вторично. Старшая сестра от первого брака и одна из сестер от второго брака счастливо вышли замуж. Что же помешало Марии пойти по этому же пути?

Будучи наблюдательной и впечатлительной девушкой, Мария Васильевна видела все семейные раздоры и неурядицы, и это отдаляло ее от семейной жизни. Неудачный брак одной из сестер окончательно убедил ее в том, что жизнь в браке ей не подходит.

Отец Прокопий считал, что разочарование в браке, а также рано проявившиеся задатки духовной жизни, побудили Марию к поступлению в монастырь. Большую роль в жизни будущей монахини сыграла ее няня, с которой она ходила пешком, в лаптях из Тулы в Воронеж и Задонск «на поклонение святым угодникам». Именно няня будила Марию (по ее просьбе) для того, чтобы успеть на утренние богослужения. Однако не все родные и знакомые одобряли религиозность девушки, нередко ей приходилось слышать «насмешки и упреки».

Первоначально Мария поступила в Дивеевский монастырь. Здесь она в «пастушеском рубище», босоногая пасла монастырский скот. Вместе с другими сестрами носила ушатами воду для полива монастырского сада, ходила на покос, участвовала в сборе пожертвований на нужды монастыря [4].

В 1861 году Мария становится послушницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Белев Тульской епархии, где прожила одиннадцать с половиной лет. При постройке монастырской соборной церкви носила кирпичи и делала другую черную работу. В 1863 г. была облечена в рясофор, а в 1872 г. приняла монашеский постриг с именем Сарра. В своей келье, в минуты досуга, общалась с сестрами Магдалиной и Сергией.

В процессе сбора пожертвований, в Белевском монастыре побывали сестры Балашовской женской общины и рассказали о непорядках, наблюдавшихся в ней. Начальница общины, крестьянка из с. Тростянка Балашовского уезда Муратова Екатерина Михайловна «под предлогом болезни» отказалась от своей должности.

По совету игуменьи Павлины и по благословению старца Оптиной пустыни Илариона Сарра согласилась стать начальницей Балашовской женской общины, которую возглавила в ноябре 1872 г. Однако в Балашове Сарра подолгу болела: прогрессировал порок сердца. Иногда силы совсем покидали ее, и она даже отказывалась от должности начальницы.

И только благодаря поддержке Преосвященного Тихона (на снимке) и ряда балашовских купцов, женская община достигла "цветущего положения". Так, при Покровской церкви (заметим, построенной в 1862 г. купцом И.И. Ивановым) была возведена каменная колокольня. Кроме того, выстроили ряд каменных и деревянных помещений, расширили сад, сестры стали выращивать качественный и очень крупный (так называемый «миндальный») картофель. При общине действовал кирпичный завод, производивший 200-300 тыс. кирпичей в год.

Община приобрела в Области Войска Донского земельный участок в 560 десятин, использовавшийся для разведения скота и полеводства. Всего община имела 200 голов мелкого и крупного скота. Функционировали мастерские, в которых сестры вышивали золотом, гладью, ткали ковры, шили по заказам церковные облачения, хоругви, плащаницы и др. В результате удавалось получать ежегодный доход в 5-7 тыс. рублей.

К 1884 году в общине проживали 150 сестер, а также девочки-сироты и дочери, погибших в русско-турецкую войну, воинов. Сами сестры во время войны шили для воинов белье, ухаживали за ранеными в качестве сестер милосердия. В богадельне жили десять одиноких пожилых и «безродных» женщин.

Все имущество общины оценивалось в 20-40 тыс. рублей, десять тысяч из которых были пожертвованы самой Саррой (деньги остались после смерти отца) и ее родными. Планировалось возведение монастырской соборной церкви, для чего были приобретены в достаточном количестве бут, камень,и известь [5].

21 января 1884 г. Сарра отправилась в Саратов для представления в Саратовскую епархию годичного отчета о состоянии «экономической части общины» и для получения дозволения на поездку в Москву и Санкт-Петербург по делам общины. Как отмечает о. Прокопий, «поездку эту Сарра считала необходимой в виду возбужденного ею ходатайства пред Святейшим Синодом о переименовании общины в монастырь». Врачи предупреждали Сарру о нежелательности дальних и продолжительных поездок (из-за наличия у нее застарелого порока сердца), тем более в холодное время года. Однако, монахиня, повинуясь долгу, все же решилась на поездку, которая закончилась для нее трагично. Преставилась монахиня Сарра 25 января 1884 г. в г. Аткарске, имея отроду 58 лет. Погребена она была в левом приделе монастырской Покровской церкви под иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В погребении приняли участие одиннадцать священников и два диакона при большом стечении народа. Перед отпеванием надгробную речь произнес о. Прокопий Разумов, а после отпевания – протоиерей Роман Левитский.

Всеобщую любовь к почившей монахине выразил о. Прокопий Разумов. 1 февраля 1884 г. в своей надгробной речи он, в частности, сказал: «У гроба твоего, мать Сарра, собрались священнослужители, сестры, тобою управляемые, и жители Богоспасаемого града и весей, чтобы воздать праху твоему последнее должное!...

Ты отходишь в другой мир… Долголетний день твой трудовой жизни кончился; после трудов, совершивши все, что тебе предназначено Богом, ты возвращаешься домой, на покой, к Отцу Небесному; там встретят тебя родные и знакомые твои, отошедшие прежде тебя в вечность; с радостью встретят они тебя… веруем, что ты предстанешь перед лицо Божие помилованною и оправданною; чего не успела восполнить по немощи человеческой, то восполнится молитвами пастырей святой церкви, молитвами сестер обителей сей, молитвами родных и знакомых твоих. Если это сбудется – вспомни и нас всех, когда придешь пред лицо Божие, - вспомни и не забудь, потому что и мы непрестанно будем поминать тебя в своих молитвах. Мир и покой вечной душе твоей в обителях отца небесного!»[6].

Можно сказать, что при монахине Сарре были созданы определенные предпосылки для образования Балашовского Покровского женского общежительного монастыря. Однако монастырь был открыт в октябре 1884 года, уже при игуменье Марии (Мандрыке), которая стала первой и единственной его настоятельницей.

Публикация священника Прокопия Разумова, не только жившего в то время, но и бывшего очевидцем событий, собиравшего воспоминания о почившей монахине, позволяет внести некоторые важные коррективы в современные публикации о монахине Сарре и Балашовском женской общине.

Во-первых, становится очевидной одна из главных причин поступления Марии Васильевны в монастырь - разочарование в семейной жизни. Мария длительное время наблюдала сцены семейных раздоров и неурядиц. Неудачный брак одной из ее сестер также не способствовал ее стремлению к созданию семьи. Можно предположить и другую причину - очень слабое здоровье девушки, развитие у нее тяжелой болезни - порока сердца.

Во-вторых, из материала о. Прокопия выясняется, что до Сарры в Балашовской женской общине наблюдались непорядки, что, видимо, и привело к отставке прежней настоятельницы Муратовой ("подвидом болезни"). Предстоит выяснить какие конкретно непорядки имели место и какую роль в них играла прежняя начальница общины.

Во-третьих, становится ясно, что современники Сарры не считали (заметим, и не могли считать) Балашовскую общину монастырем, а ее руководительницу "настоятельницей" (как ошибочно полагал А.П. Новиков [7]). Автор некролога, священник Разумов, как правило, говорит о Сарре как о "начальнице" Балашовской женской "общины". Вот почему ошибочно и другое утверждение А.П. Новикова о том, что Балашовский Покровский женский общежительный монастырь возник в 1862 году [8].

В-четвертых, из некролога не совсем понятно - о какой богадельне, в которой жили 10 престарелых женщин, идет речь. Скорее всего, о. Прокопий рассказывал о богадельне, возведенной в 1860 г. балашовским купцом И.И. Ивановым [9], когда еще никакой женской общины не было. Но была ли эта богадельня "приписана" к Балашовской женской общине, или сестры просто помогали ухаживать за пожилыми людьми?

В-пятых, о. Прокопий свидетельствует: монахиня Сарра умерла в 58 лет, то есть еще относительно молодой. В связи с этим, утверждение А.П. Новикова о том, что она прожила более 60 лет [10] вызывает сомнение. А.П. Новиков, пытаясь заручиться архивными данными, однако не раскрыл название документа, а привел только "глухую" ссылку на архивные фонд, опись и дело. Такой подход к анализу архивных документов неоднократно критиковался и не может быть приемлемым для профессионального историка. Нужно обязательно указывать название документа, чтобы читатель мог убедиться в уровне достоверности сообщаемых сведений. Одно дело, если это ссылка на метрическую запись, другое - на какой-то другой документ (справка, доклад, донесение, протокол, запись воспоминаний, личное письмо и т.д.).

В-шестых, совсем непонятно размещение А.П. Новиковым в своей статье фотографии женщины в монашеской одежде, которая якобы и есть монахиня Сарра [11]. Но если в случае с днем рождения Сарры он приводит "глухую", но все-таки архивную ссылку, которую можно проверить в тульском архиве (и одновременно проверить на достоверность сообщение о. Прокопия), то с фотографией (якобы Сарры) ситуация "патовая" - никакой ссылки вообще нет.

То же самое можно сказать о тираде А.П. Новикова: "Отец и мать её были людьми глубоко верующими и богобоязненными – в воскресные дни вместе с детьми они непременно посещали богослужения в Благовещенском кафедральном соборе, а в доме их царила атмосфера полного согласия и доброжелательности. Именно в эти годы у Марии были заложены основы молитвенного строя ее души" [12]. И снова никаких ссылок.

"Бессылочный" подход к биографии монахини Сарры прослеживается при чтении доброй половины первой части статьи А.П. Новикова "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1844)"[13]. О чем только не пишет автор: о театрах, храмах, которые якобы посещала Мария, и даже о ее чувствах и мыслях. Но вот откуда все это взял А.П. Новиков - узнать невозможно по той же причине - нет ссылок на документы и литературу. Налицо явное постмодернистское "конструирование" прошлого [14].

"Бессылочно"-постмодернистский подход к биографии монахини Сарры четко прослеживается и в двух других частях выше указанной статьи А.П. Новикова. Так, он пишет: "Путешествия по святым местам, поклонение мощам угодников Божиих, общение с насельниками монастырей и паломниками – все это обогатило Марию новым духовным опытом и послужило прочным основанием для принятия окончательного решения посвятить дальнейшую жизнь свою служению Богу и Церкви"[15]. Неизвестно - на чем основан этот "благодушный" вывод.

А.П. Новиков пишет (опять не ссылаясь на какие-либо документы): "Сарра вновь стала хлопотать перед епархиальным начальством, и в январе 1884 г. получила архиерейское благословение на поездку в Санкт-Петербург. Она решила немедленно отправиться в столицу, чтобы предстать пред Св. Синодом и лично доложить о состоянии дел в вверенной ей обители... Отправившись в путь, Сарре удалось добраться лишь до Аткарска, где 25 января (6 февраля) 1884 г. с нею приключился сердечный приступ, от которого она вскоре, причастившись Св. Тайн, скончалась"[16].

Но ведь Сарра поехала не в Санкт-Петербург, а в Саратов, в епархиальное управление с годичным отчетом. Она только планировала там получить благословение на поездку "в Москву и Санкт-Петербург". Кто теперь может сказать - получила бы она это благословение или нет? То есть А.П. Новиков снова "конструирует" историю, заявляя, что Сарра якобы заранее получила архиерейское благословение и поехала в столицу.

В-седьмых, А.П. Новиков, сделав одну ссылку на некролог о. Прокопия [17], почему-то отказался от каких-либо комментариев, хотя трактовка биографии Сарры, предложенная о. Прокопием в официальных "Саратовских епархиальных ведомостях", весьма отличается от "новиковской".

Таким образом, можно констатировать, что изучение истории Балашовской женской общины находится в самом начале и вряд ли будет правильно нехватку исторических фактов компенсировать "конструированием" никогда не происходивших событий.

Проведенный анализ показывает, что труды А.П. Новикова, посвященные монахине Сарре и Балашовской женской общине, нуждаются в проверке на предмет достоверности сообщаемых сведений.

Ссылки и примечания

1. См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 174-179.

2. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174, 179.

3. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174.

4. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 175-176.

5. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 177-178.

6. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174,179. Надгробная речь о. Прокопия была опубликована в "Саратовских епархиальных ведомостях" отдельно (1884. №6. С. 179-181).

7. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. С. 4.
Последняя статья А.П. Новикова так и называется "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884)". Дата обращения к данной электронной статье 11 декабря 2015 г.

8. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.3.

9. См. Кузеванов Л.И. Монастырская Покровская церковь г. Балашова и ее клирики [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-547. А.П. Новиков ошибался, утверждая, что данная богадельня была построена И.И. Ивановым в 1862 году (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.3). Еще в 2006 г. С.К. Назарова показала, что богадельня была построена на два года раньше (См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая).

10. "Монахиня Сарра (в миру Мария) родилась 12 (24) декабря 1822 г. в уездном городе Нижнедевицке Воронежской губернии" (См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1). То есть, если следовать А.П. Новикову, монахиня Сарра прожила не 58, а 61 год.

11. См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1.

12. Там же.

13. Там же.

14. О постмодернизме в творческом наследии А.П. Новикова см.: Кузеванов Л.И. Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории //ННС "Балашовский следопыт". - 2015. - 25 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2015-09-25-361

15. См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 2.

16. См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3.

17. Там же.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016

Материал размещен с разрешения автора.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

См. монографию «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария».

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

| Дата размещения: 15.12.2016 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.