Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

"Радуюсь вашей радостью!" О встрече Иоанна Кронштадтского с прихожанами Покровской церкви с. Алмазов Яр.

Новиков Александр Павлович в статье "Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле" отвел посещению святым праведным Иоанном Кронштадтским усадьбы графини Екатерины Леонидовны Игнатьевой (находившейся в 13 верстах от Балашова и в 2 верстах от с. Алмазов Яр) всего три абзаца [1].

Между тем, священник Николай Болтинский, автор очерка "Незабвенные три часа" (откуда А.П. Новиков черпал сведения, касающиеся посещения 6 октября 1895 г. великим молитвенником графской экономии), изложил разноплановую и богатую по своей насыщенности информацию. К сожалению, ряд важных моментов очерка остались вне поля зрения А.П. Новикова.

1. "Бог", "папа" и "мама".

Во-первых, именно в этом материале сообщается об излечении о. Иоанном двух глухонемых (одному было 15, а другому - 17 лет). Вот как это было. Когда их подвели к о. Иоанну, он благословил мальчиков, "долго смотрел в их глаза, слегка трепал волосы на голове, гладил по щекам и заставил и того и другого, никогда никого не слыхавших и ничего не говорящих, произнести слова: "Бог", "папа" и "мама" - а потом назвать свои имена". "Все присутствующие, - повествует Н. Болтинский, - с замиранием, при глубокой тишине, ожидали как назовут себя немые. Глухо и не ясно, а можно было разобрать, как один назвал себя "Тарас", а другой "Николай". "Улыбнувшись какою-то неземной улыбкою, и еще раз благословив", о. Иоанн отпустил их "с миром" [2].

Этот сюжет из церковной истории Балашовского края очень важен, так как раскрывает не только обстоятельства посещения святым усадьбы гр. Игнатьевой (что для местной истории само по себе значимо), но и лишний раз подтверждает наличие чудесных способностей у о. Иоанна по излечению больных. Теперь нужно попытаться выяснить дальнейшую судьбу мальчиков Тараса и Николая.

2. "Позовите народ в комнаты..."

Во-вторых, Н. Болтинский показывает, как святой общался с простыми прихожанами Покровской церкви с. Алмазов Яр. Когда о. Иоанн к 6 часам вечера прибыл в экономию, прихожане говорили: "Господи, не сон ли это? ... И мы, - мы многогрешные, удостоились такой благодати".

Встретившись в главном здании экономии с местной "знатью", святой сказал: "Позовите народ в комнаты и помолимся Господеви едиными усты и единым сердцем". После того как собрались простые прихожане, о. Иоанн облачился в ярко-красную епитрахиль и произнес слова: "Приглашаю всех - всех без разбора - и старого и малого, и богатого и бедного, знатного и незнатного,... всех призываю помолиться со мною Господу Богу". В конце своей речи святой сказал: "С верою в милосердие Божие - чистосердечно кайтесь, с надеждою и любовью к Нему - молитесь". После молебна о. Иоанн промолвил: "Радуюсь вашей радостью! Будем с верою молиться друг за друга!"[3].

3. "Итак, прощайте, друзья!"

Около 9 вечера наступила пора расставания. Болтинский пишет, что о. Иоанн произнес фразу "Итак, прощайте, друзья!" с какой-то "за душу хватающей интонацией". Присутствующие "плакали и просили его святых молитв". На улице святого также ждало много людей, которым он громко сказал: "Прощайте, прощайте, друзья!". На ст. Пинеровка, находившейся в 4-5 верстах от усадьбы гр. Игнатьевой, к святому приводили больных и страждующих, подавали письма и записки с просьбой помолиться [4]. Этот важный момент также остался почему-то за пределами внимания А.П. Новикова.

Таким образом, события, связанные с пребыванием святого праведного Иоанна Кронштадтского в усадьбе гр. Игнатьевой 6 октября 1895 г. и его общением с простыми прихожанами Покровской церкви с. Алмазов Яр, не менее важны для понимания духовного подвига святого, чем его участие в освящении нового здания Свято-Троицкого собора в Балашове.

4. В Балашове толпа "могла задавить его".

В статье А.П. Новикова нет ни слова о том, что в Балашове о. Иоанн мог стать жертвой массовой истерии со стороны своих почитателей. Как сообщает священник Николай Болтинский, во время трапезы в главном здании экономии гр. Игнатьевой о. Иоанн поблагодарил исправника и двух приставов (а в их лице и "всю полицию") за то, что они спасли от толпы, которая "могла задавить его" [5]. Не в этом ли была причина уклонения о. Иоанна от участия в освящении третьего престола Свято-Троицкого собора и приезда в имение гр. Игнатьевой?

Итак, со всей очевидностью напрашивается вывод о том, что А.П. Новиков "спрямлял" ход реальных исторических событий, стремился "сконструировать", в некоторой степени, "лубочную" картинку встречи о. Иоанна с народом на Балашовской земле. Это тем более удивляет, если учесть тот факт, что официальный печатный орган Саратовской епархии журнал "Саратовские епархиальные ведомости" посчитал необходимым упомянуть о событиях, которые, при роковом стечении обстоятельств, могли бы стать причиной гибели о. Иоанна в Балашове.

Что же помешало А.П. Новикову написать достоверно, без "фигур умолчания" и идеализации, о событиях 120-летней давности? Думается, что здесь не обошлось без влияния постмодернизма, модного среди части современных отечественных исследователей. Используя прием "фигура умолчания", А.П. Новиков "сконструировал" некоторые факты из истории пребывания о. Иоанна в Балашове в нужном себе направлении

Нуждается ли церковная история (в том числе и местная) в идеализации и приукрашивании? Конечно, нет. Об этом пишет митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: "... идеализация здесь неуместна: и революция 1917 года, и смена общественного строя, и изменение отношения к Церкви были бы невозможны, если бы в течении десятилетий, даже столетий, в русской церковной жизни не накапливались ошибки, хотя внешний облик был очень величественным"[6].

Ссылки и примечания

1. См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2015. – 7 марта. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-427. Эта же статья была напечатана в майском номере газеты Балашовской епархии "Православное слово" (2015, №5. С.4-5), причем со ссылками и примечаниями автора.

2. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. С. 945-946.

3. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 943-945.

4. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 948.

5. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 946.

6. См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С.8.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2015

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. "Радуюсь вашей радостью!" О встрече Иоанна Кронштадтского с прихожанами Покровской церкви с. Алмазов Яр //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2015. – 16 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-559

Изображение Иоанна Кронштадтского размещено в интернете в свободном доступе.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

См. материал "Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории".

См. материал "История освящения нового здания Свято-Троицкого собора в 1895 году: достоверны ли оценки?"

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения НЭИ "Российская историография". Все права защищены.

| Дата размещения: 09.03.2016 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2018. Хостинг от uCoz.