Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Тематика » Церковная история

Игуменья Мария (Мандрыка, 1841-1920): жизнь и судьба

В 1917 году в России насчитывалось 1025 монастырей, 547 из которых были женскими. Среди последних заметное место занимал Балашовский Покровский женский монастырь, возникший в октябре 1884 года на основе женской общины. Первой и последней настоятельницей святой обители была игуменья Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна). Становлению и развитию этого монастыря она отдала почти тридцать пять лет своей жизни.

Будущая игуменья Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна) родилась в 1841 г. в Оренбурге в дворянской семье, принадлежавшей по отцовской линии к старинному казачьему роду Черниговской губернии.

О том, что Екатерина Мандрыка родилась в 1841 г. можно судить по данным ведомости о первоклассном Богородицком девичьем монастыре Казанской епархии за 1883 г. Там значится «Мария, 42 лет, из дворян». Простой подсчет (1883-42) дает цифру 1841.

В исторических документах можно встретить разные интерпретации родовой фамилии. Так, в документах 1681 г. читаем: «Мандриченко (Мандрика). В документах Казанской епархии за 1864 г. находим русифицированный вариант этой же фамилии - «Мандрыгина Екатерина Захариевна». Вероятно, свое имя она получила в честь бабушки - Екатерины Захаровны, происходившей из дворянского рода Зотовых.

По мужской линии представители данного рода в основном принадлежали к служилому сословию. Так, Николай Яковлевич Мандрыка, дедушка Екатерины, известен как активный участник Отечественной войны 1812 года: командовал Лейб-Гусарским полком, участвовал в ряде сражений, в том числе и при Бородино. В 1826 г. он получает чин генерал-майора. В 1831 г. прибыл в Казань и до своей кончины служил в должности командующего 4-ого округа Внутренней стражи. В 1845 г. получает чин генерал-лейтенанта. Его фамилия, наряду с фамилиями других героев Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг., высечена на мраморной доске, расположенной в галерее Храма Христа Спасителя.

Двоюродный брат игуменьи Марии Александр Николаевич Мандрыка (1876-1928) в 1908 г. стал командиром роты Его Императорского Величества, дослужился до чина полковника.

Захар Николаевич Мандрыка, отец Екатерины, был есаулом Оренбургского казачьего войска, умер в 1844 г. Видимо, свое имя он получил в честь деда по материнской линии - Захара Константиновича Зотова, старшего камердинера императрицы Екатерины Великой (позднее камер-фурьера, полковника и статского советника). Больше о нем каких-либо сведений пока не обнаружено.

Изучение биографических данных дают основания предполагать, что родственники между собой жили дружно. Так, мать Екатерины – тоже Екатерина Захаровна (в девичестве Рокасовская), после смерти мужа переехала в 1845 году вместе с дочерью (вероятно, из Оренбурга) в Казань, к свекру Николаю Яковлевичу Мандрыке.

После окончания Казанского Родионовского института благородных девиц Екатерина продолжает еще несколько лет жить в дом деда. Если учесть, что Екатерина поступила в Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь в 1861 году, то получается, что в доме своего деда она прожила 15 лет (1845-1861).

Судя по архивным документам, Екатерина Мандрыка в монастыре, которым руководила игуменья Каллиста, занималась «чтением общего монашеского правила». В этом же монастыре жила ее тетя – монахиня Эсфирь (в миру Елена Николаевна Мандрыка).

Позднее Екатерина Захаровна проживала в очень известном до 1917 г. Богородицком девичьем монастыре Казанской епархии. Указом Казанской духовной консистории от 19 августа 1868 г. она была определена послушницей, а 21 марта 1971 г. «облечена в рясофор». За усердные занятия и обучение живописи в монастырской школе 6 марта 1876 г. Консисторией ей была объявлена «признательность». 9 декабря 1882 г. Екатерина была пострижена в монахини с именем Мария.

На 43-м году жизни, то есть спустя двадцать с лишним лет проживания в монастыре, монахиня Мария в октябре 1884 года была назначена начальницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, образованного Св. Синодом в этом же месяце на базе Покровской женской общины. Указом Св. Синода от 12 февраля 1885 года (№ 526) монахиня Мария была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы обители. 25 мая 1885 г. в Покровской церкви монастыря Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил игуменье Марии настоятельский жезл.

Вероятно, перед своим отъездом из Казани в Балашов, Мария написала замечательную икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» (на втором снимке), которая в настоящее время находится в г. Казани в церкви Ярославски Чудотворцев.

О том, каких успехов достиг Балашовский Покровский монастырь под руководством матушки Марии можно судить по его участию в различных выставках. Так, в 1904 году обитель добивается выдающегося успеха на Первой Всероссийской церковной выставке, разместившейся в обширных залах Таврического дворца (г. Санкт-Петербург). По разделу монастырских работ высшей награды – почетного диплома (Grand prix) – был удостоен Балашовский Покровский женский монастырь.

Вот что сообщалось в четвертом номере «Вестника Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари» об экспонатах, представленных Балашовским Покровским монастырем: «Особенно большую коллекцию своих произведений прислал Балашовский Покровский женский монастырь. Монастырь этот, находящийся в Саратовской губернии, занимается производством шелка, на выставке представлен постепенно весь ход выработки шелка и образцы шелковой материи. Хороши вышивки по шелку и парче. Есть несколько икон и даже картин, хорошо написанных масляной краской. Настоятельница этого монастыря игуменья Мария настоящая художница: две её копии с картин Рембрандта поражают своей близостью с оригиналом. Одною из монахинь по бархату написана в очень нежных матовых тонах голова Спасителя, обращающая внимание свободой и изяществом письма. Из рукоделий прекрасно исполнен покров на гробницу из шёлка своего производства, расшитый золотом».

Все это свидетельствует о том, что матушке Марии в относительно короткие сроки удалось создать новые для здешних мест направления хозяйственной деятельности: производство шелка, ковров, тканей, изготовление высококачественной церковной утвари, икон, картин. Участие в различных выставках было важным направлением просветительской деятельности монастыря, демонстрацией успехов ведения монастырского хозяйства.

Игуменья Мария неоднократно встречалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским. В 1894 году, она вместе с другими жителями Царицына, поведала ему о своих проблемах: «царицынские власти отказывают ей в выделении земли, необходимой для сооружения ограды монастрыского подворья». Иоанн Кронштадтский сказал, что «нужно только терпение, дело может разрешить только город». Еще раз с о. Иоанном игуменья Мария встречалась в начале октября 1895 г. в Балашове, куда он приезжал на освящение Свято-Троицкого собора.

Каковы же были общие итоги деятельности настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря Марии? К 1917 году в обители проживали 96 монахинь, 264 послушницы и 33 воспитанницы детского приюта, т.е. 393 человека - это почти в три раза больше, чем в 1884 году. При игуменье Марии на территории монастыря, кроме церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, возведенной в 1862 году, были построены две домовые – во имя Казанской иконы Божией Матери в настоятельском корпусе и во имя иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы и святой мученицы Параскевы Пятницы – при домике, в котором жил Преосвященный Павел. Близилось к концу возведение величественного монастырского Покровского собора в г. Балашове.

Динамично развивалось хозяйство обители. В монастыре имелись 40 различных зданий, в том числе, 21 жилое помещение, включая три каменных двухэтажных жилых корпуса, два из которых были построены при игуменье Марии. Среди последних выделялся красотой и добротностью построек настоятельский корпус, в котором располагалась живописная школа. Вся территория обители была обнесена каменной оградой со святыми воротами и тремя башнями.

Монастырь имел: просфорную, больницу, детский приют и церковно-приходскую школу, где обучались 37 мальчиков и 64 девочки; странноприимный дом, ткацкую, рукодельную и сапожно-башмачную мастерские, молочную ферму, а также кухню, баню, конюшню, каретник, четыре амбара, караульное помещение, ржаную, пять сараев, два каменных погреба, два пруда, фруктовый сад площадью около восьми десятин, теплицу. Развивалось садоводство, огородничество, пчеловодство, шелководство, скотоводство. Сестры обучались рукоделию, ткацкому мастерству, выделке ковров, вязали чулки, пуховые платки, шарфы, изготавливали скатерти и т.п. То есть за годы правления игуменьи Марии произошли положительные перемены - возник целостный монастырский комплекс, обеспечивавший условия для нормальной жизни большого количества монахинь, послушниц, детей-сирот, других людей, нуждавшихся в заботе и попечении. По крайней мере, это в полной мере относится к основной монастырской усадьбе в г. Балашове.

Подвижническое служение игуменьи Марии было отмечены наперсным крестом и крестом «из кабинета Его Императорского Величества».

Однако после революции 1917 года Балашовский Покровский монастырь был разграблен и закрыт. Так, 9 октября 1918 года решением Балашовского уездного исполкома рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (председатель Д.В. Романов, секретарь П.Ф. Маркитан) «все монастырские и церковные имущества» передавались «в ведение Отдела Народного Образования, который немедленно должен приступить к учету такового».

Через месяц, 9 ноября 1918 года, местное «Бюро коммун» докладывало уездному земельному отделу о положении дел в Балашовском Покровском женском монастыре. В докладе говорилось, что игуменья монастыря «в настоящее время находится в самом критическом положении, осаждаемая каждый день неизвестными личностями, которые распоряжаются монастырским имуществом, как собственным…».

Монахиня Мария не бросила в беде оставшихся с нею женщин. Ею была организована Покровская трудовая артель из числа насельниц бывшего Балашовского Покровского монастыря, которая действовала на основании договора, составленного монахинями 22 апреля 1919 года.

Сохранился список членов артели (198 чел.). Судя по содержанию списка, монахини указывали свое имя и мирскую фамилию. Первой в этом списке стоит имя и фамилия (мирская) бывшей игуменьи - "Мария Мандрыка". Указана и ее новая должность - "художница, насадительница культуры трудовой артели". Вероятно, название новой должности было придумано самой Марией Мандрыкой, вынужденной как-то приспосабливаться к новым социально-политическим условиям.

Перечень производственных специальностей бывших монахинь и послушниц, указанных в списке, говорит о внушительных кадровых возможностях артели (портнихи, садовницы, учителя, рукодельницы, фотографы, переплетчицы, огородницы, маляры, ткачи, башмачницы, вязальщицы, чеканщицы, чулочницы, позолотчицы, пчеловоды, кулинары, хлебопеки). Кроме того, виден и разнообразный возрастной состав женской артели: от 18 до 84 лет.

Переживания, вызванные трагическими событиями, разыгравшимися вокруг монастыря, видимо, подорвали здоровье Марии – 13 августа 1920 года она умерла на 79-м году жизни и была похоронена на монастырском кладбище.

В 2013 г. в честь игуменьи Марии и погибших в годы гонений сестер Балашовского женского монастыря возведена часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, именем игуменьи Марии названа Епархиальная библиотека. В 2014 г. в московском издательстве "Перо" вышла в свет книга Л.И. Кузеванова "Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)". 17 ноября 2015 г. в зале читательских конференций Епархиальной библиотеки состоялись Первые просветительские чтения памяти игуменьи Марии, приуроченные к 95-летию со дня её преставления. В чтениях приняли участие: Преосвященнейший Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский, учёные, школьники, прихожане местных храмов. Кроме того, участники чтений смогли посмотреть выступление театра-лектория «Преображение» МОУ СОШ №5 г. Балашова. Учащиеся и их педагоги показали спектакль «Игуменья Мария: жизнь и судьба» по сценарию, подготовленному сотрудниками КПЦ им. Преосвященного Павла.

17 ноября 2016 г. в КПЦ им. Преосвященного Павла прошли Вторые просветительские чтения памяти игуменьи Марии, приуроченные к 175-летию со дня её рождения. В ходе чтений особое внимание было уделено подвижническому пути игуменьи Марии, духовному наследию её учителя, Преосвященного Павла (Вильчинского). Как удалось выяснить, монахини Балашовского Покровского монастыря, воспитанницы матушки Марии и епископа Павла, в страшные 30-е годы прошлого века встали на тернистый путь ненасильственной борьбы против гонений на Церковь, в ходе которой многие погибли.

16 апреля 2017 г. было обнаружено первое и пока единственное изображение игуменьи Марии (см. фотографию). Судя по наградам игуменьи, снимок был сделан в 1903 г. или позже. Дело в том, что игуменья Мария была награждена двумя наперсными крестами, которые и видны на фотографии: в 1887 году - от Св. Синода, в 1903 году - из Кабинета Его Императорского Величества (без украшений).

Примечание

Очерк составлен по материалам книги: Кузеванова Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016 (разделы "Монастырские храмы" и "Игуменья Мария (Мандрыка"). Ссылки на источники и литературу см. там же.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент, текст, 2017

Материал размещен с разрешения автора.

На снимке игуменья Мария (Мандрыка). Фотография любезно предоставлена М.Н. Шашкиной (город Саратов).

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения НЭИ "Российская историография", автора и иных правообладателей. Все права защищены.

| Дата размещения: 16.04.2017 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.