"Blue Suede Shoes" (О феномене Карла Перкинса) - Биографии и воспоминания - Статьи - "Российская историография"

Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Биографии и воспоминания

"Blue Suede Shoes" (О феномене Карла Перкинса)

Исследователи творчества Карла Перкинса все время задаются вопросом - почему этому одаренному музыканту приходилось постоянно находиться как бы в тени Элвиса Пресли - полуофициального "короля рок-н-ролла"? Одни считают, что манера исполнения Пресли больше нравилась широкой публике. Другие подчеркивают "невезучесть" Перкинса.

На самом деле, думается, главная причина заключалась в другом. Карл Перкинс, будучи оригинальным композитором, аранжировщиком, певцом и гитаристом, кроме того отличался высочайшей сценической культурой, обладал только ему присущей музыкальной "рациональностью". Он, судя по его произведениям, стремился развивать гуманистическую составляющую рок-н-ролла, что в жестких условиях шоу-бизнеса требовало определенного мужества. Чтобы почувствовать "особость" этого одаренного музыканта, достаточно сравнить его исполнение "Blue Suede Shoes" с исполнением Элвиса Пресли.

Не отрицая достоинств последнего, приходится все же признать его вариант песни излишне коммерциализированным: грубые вихляющие передвижения по эстраде, странная мимика и т.п. Все это абсолютно не вяжется с авторским замыслом. Ведь Перкинс, используя "мобилизующие" возможности рок-н-ролла, создал шуточную, задорную, по своему содержанию очень добрую песню.

Видеоматериалы зафиксировали и разную реакцию зрителей на исполнение одного и того же произведения (записи 1956 г.): в первом случае - благодарные аплодисменты, добрые, просветленные лица зрителей, во втором - психопатические выкрики, вызванные, скорее всего, эпатажным поведением на сцене "короля рок-н-ролла", а также безудержной рекламной "раскруткой" артиста.

У каждой неординарной личности свой путь к Олимпу. Карлу Перкинсу пришлось полностью испить горькую чашу жизненных испытаний. Родился он 9 апреля 1932 года в городке Типтонвилль (штат Теннесси), в семье бедных издольщиков. Карлу и его братьям приходилось по многу часов работать в поле (собирать хлопок), зарабатывая при этом буквально гроши. Именно в это время Карл, общаясь с соседями-неграми, испытал на себе мощное влияние музыки в стиле ритм-н-блюз.

Постепенно Карл вместе с братьями начинает выступать по вечерам в тавернах, продолжая днем работать (на сборе хлопка, на фабрике по изготовлению матрасов, на аккумуляторном заводе). В начале 50-х гг. их музыка уже звучит на волнах станции WDXT в Джексоне.

И вот наступил 1955 г. В мире популярной музыки происходит важное событие: Карл Перкинс создает «Blue Suede Shoes»("Синие замшевые туфли") - песню, ставшей одной из основных матриц классического рок-н-ролла.

Произведение начинает триумфальное шествие по стране и миру, перепевается массой эстрадных исполнителей. К сожалению, параллельно наблюдался процесс "порчи" песни: в многочисленных интерпретациях выхолащивалась, заложенная в ней, гуманистическая направленность.

Многие музыканты, не имея возможности внести что-то действительно новое, оригинальное в авторский вариант композиции, безжалостно искажали ее в чисто коммерческих целях. Произведение постепенно превращалось в некий узнаваемый фон для "продвижения" товаров и услуг, бесконечных демонстраций разного рода феерических шоу с весьма сомнительным содержанием.

Вот почему приходится констатировать, что К.Перкинс является не только автором, но и непревзойденным исполнителем «Blue Suede Shoes».

"Это самая легкая песня, что я написал",- вспоминал композитор. "Встал в три утра, чтобы не забыть ее. В голове была уже идея, когда я глядел на мальчишек у края сцены, гордившихся своими городскими туфлями. Ведь надо быть по-настоящему бедным, чтобы думать про новые замшевые туфли..."

Прекрасная мелодия, веселый, необычный текст, высокопрофессиональное исполнение чрезвычайно понравились слушателям. Тираж пластинки с этой песней (на второй стороне диска был записан другой шедевр Перкинса - «Honey Don't») перевалил за миллион.

Казалось, что музыкант добился признания. Но случилось непредвиденное. Отправившись в марте 1956 г. в Нью-Йорк, чтобы выступить в телевизионном шоу, Перкинс и его братья попали в аварию: по дороге их машина врезалась в ехавший впереди грузовик. "Очнулся я в больнице и испугался, что Джей (брат К.Перкинса - Л.К.) умер, - рассказывал музыкант. - Мы радовались как дети, увидев друг друга живыми. У меня в трех местах было сломано плечо и четыре ребра. Я пробыл в вытяжке неделю, свинцом шею вытягивали... Вэлда (жена Перкинса - Л.К.) ожидала третьего ребенка, и я уговорил доктора отпустить меня домой, побыть с моей хозяйкой. И вот сидим мы как-то вечером перед телевизором, а Элвис (Э. Пресли - Л.К.) выступает в "Джеки Глизэн Шоу". Он выходит и говорит: "Я хочу сделать кое-что из моей новой пластинки". И поет: "One for the money..." Я чуть не упал с кровати. Это были мои "Синие замшевые туфли"!"

Из-за болезни Перкинсу пришлось на какое-то время прекратить выступления на эстраде. Таким образом, "с ходу", как это было у некоторых других исполнителей популярной музыки, получить устойчивое признание ему не удалось. Впереди были годы упорного, подчас изнурительного, творческого труда. Что-то получалось, но настоящего успеха не было.

Серьезные изменения в музыкальной карьере Перкинса произошли в 1964 году, на гастролях в Великобритании. Спускаясь по трапу самолета, Перкинс заметил плакат: "Привет, Карл — король рок-н-ролла!" Концерты проходили с аншлагом, самого его встречали как звезду. Большую поддержку Перкинс получил со стороны группы «Битлз», относившейся к нему с большим почтением. Между ними наладилось тесное сотрудничество - знаменитый квартет начинает исполнять его песни.

Музыкант продолжает успешно выступать с концертами в 70-е - 90-е гг., в том числе с участием бывших "битлов" и других звезд; записывать новые варианты своих песен.

Вклад К. Перкинса в музыкальное искусство был высоко оценен в 1987 году. Он был введен в "Зал Славы рок-н-ролла" в Кливленде, а его песня "Blue Suede Shoes" заняла почетное место в списке 500 выдающихся произведений этого жанра.

Но в начале 90-х он получает новый удар судьбы - врачи обнаружили у него рак горла. Перкинс не сдается, делает операцию и продолжает работать. В 1996 г. выходит его альбом "Go cat go!". Но болезнь победить не удалось. 19 января 1998 года Карла Перкинса не стало...

С этой скорбной даты прошло не так много лет. Но уже сейчас можно говорить о разностороннем, прежде всего методологическом, влиянии творчества К. Перкинса на развитие современной популярной музыки. Каждый его концерт был событием, т.к. демонстрировал новые плодотворные подходы к аранжировке, казалось бы, давно известных музыкальных композиций. По его выступлениям (и особенно по студийным записям) можно изучать не только историю, но и саму структуру рок-н-ролла как вида музыкального искусства.

Благодаря таланту К. Перкинса классический рок-н-ролл продолжает неуклонно завоевывать на свою сторону новые поколения интеллигентных слушателей, интуитивно ищущих в искусстве (также как и в науке) дополнительных подтверждений существования неких рациональных основ мира.

Цивилизованная манера исполнения рок-н-ролла, личное обаяние и остроумие, демонстрируемые К.Перкинсом, продолжают нравится публике, не приемлющей иррациональности и, своего рода, "животности" части современного шоу-бизнеса.

Будучи искрометным артистом, Перкинс, вместе с тем, претендовал на глубину и основательность прочтения той или иной музыкальной темы, ненавязчиво пропагандировал гуманную ипостась рок-н-ролла, служению которому он посвятил всю свою жизнь.

На часто задаваемый вопрос: "Является ли классический рок-н-ролл искусством?", ответить можно примерно так: "Да, если имеется в виду рок-н-ролл в интерпретации Карла Ли Перкинса, нравственно и эстетически возвышающий человека".

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Запись выступления. К.Перкинс «Blue Suede Shoes»
//http://www.youtube.com/watch?v=79CJON8fv6c&feature=related Иногда название песни переводят на русский язык как "Голубые замшевые ботинки".

Запись выступления. К. Перкинс "Matchbox"
//http://www.youtube.com/watch?v=IYBIx58rH_0&feature=related

Студийная запись выступления. К. Перкинс "Matchbox"
//http://www.youtube.com/watch?v=RPQwtalHNNk&feature=related

ЛИТЕРАТУРА

Бурлака А. ПЕРКИНС КАРЛ / PERKINS CARL
//http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=601927

Курий С. Рок-хиты 1950-х: Carl Perkins — "Blue Suede Shoes" (1955-56)
//http://h.ua/story/126640/
См. его же http://www.ytime.com.ua/ru/17/2009/46/426

Джереми Паскаль. Иллюстрированная история Рок-музыки. РОК-Н-РОЛЛ: 1954 — 1958
//http://www.altmusic.ru/genre/PascallRockMusicHistory_1.html

Усманов О. Когда синяя замша превращается в золото (Фрагменты из книги)
//http://www.rockabillyswing.ru/heroes/09carl/carl.htm

Perkins, Carl. Самый знаменитый "сапожник" рока //Музыкальная газета
//http://www.nestor.minsk.by/mg/articles/2000/03/1600.html

Blue Suede Shoes //http://ru.wikipedia.org/wiki/Blue_Suede_Shoes

CARL PERKINS //http://hardrockcafe.narod.ru/c/carlperkins.htm

Перкинс, Карл //http://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Перкинс.

Карл Перкинс (1932-1998) //http://rockroll.kulichki.net/ru/carl_bio.htm

КАРЛ ПЕРКИНС (CARL PERKINS) //http://akulininn.livejournal.com/5334.html

Карл Перкинс //http://muslib.ru/b9629/Carl+Perkins/

Категория: Исполнители, включённые в Зал славы рок-н-ролла //http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Исполнители,_включённые_в_Зал_славы_рок-н-ролла

©Кузеванов Леонид Иванович, составление, комментарии, заголовок, 2010

| Дата размещения: 06.12.2012 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2017. Хостинг от uCoz.