Навигация

Главная страница

Библиография

Тематика публикаций:

» Историография
» Теория и методология истории
» История общественной мысли
» Церковная история
» Монографии, книги, брошюры

Историческая энциклопедия

Источники

Полезная информация

Выписки и комментарии

Критические заметки

Записки, письма, дневники

Биографии и воспоминания

Аннотации

Обратная связь

Поиск по сайту


Статьи

Главная » Статьи » Критические заметки

Когда родился епископ Павел (Вильчинский) и можно ли его называть святителем?

В церковной истории Балашовского края видное место занимает Преосвященный Павел (в миру Иван Елефериевич Вильчинский, 1826-1908). Как отмечал автор некролога, опубликованного в журнале "Саратовский духовный вестник" (1908 г.) - официальном печатном органе Саратовской епархии - епископ Павел "родился в ноябре 1826 года" в семье "сельского священника Подольской епархии" и "скончался около 82 лет от роду"[1]. Таким образом, в 2016 году исполнилось 190 лет со дня рождения, а в 2018 году - 110 лет со времени преставления архиерея.

Эти данные относятся к разряду весьма достоверных. Не надо забывать, что Преосвященный Павел в 1882-1889 годах был правящим архиереем Саратовской епархии. В 1902-1908 гг. он жил (до самой своей кончины) на покое в Балашовском Покровском монастыре, находившемся на канонической территории все той же Саратовской епархии. Настоятельница этого монастыря игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920) была духовной ученицей епископа Павла, начавшей руководить обителью в годы его управления епархией.

В Саратовской духовной консистории не могли не знать даты рождения своего бывшего правящего архиерея, а игуменья Мария - даты рождения своего учителя, так много доброго сделавшего для нее. Мало того, в текущих епархиальном и монастырском архивах должны были отложиться какие-то документы (или их копии), удостоверявшие его личность. Все это вместе взятое дает основание утверждать, что дата рождения (1826 г.) такого известного в России архиерея, каким был Преосвященный Павел, перед публикацией некролога, видимо, была тщательно проверена, иначе откуда могла взяться фраза - "скончался около 82 лет от роду". Нужно отметить, что в литературе 1826 год, как дату рождения епископа Павла, никто и никогда не опровергал.

К сожалению, в некоторых публикациях приводятся иные, весьма сомнительные даты рождения Преосвященного Павла - 1929 и 1930 гг. [2]. При этом авторы не приводят ни малейшего научного обоснования достоверности этих дат. В результате недостоверная информация постепенно начинает проникать в практику увековечивания памяти подвижника.

Так, недостоверная дата рождения епископа Павла (1929 г.) каким-то образом попала на мемориальную доску, прикрепленную к камню-валуну, установленному к 110-й годовщине со дня кончины архиерея (17 июня 2018 г.) на месте его предполагаемого захоронения (1908 г.) в г. Балашове. В этом легко убедиться, если посмотреть местный видеоматериал "Панихида по епископу Павлу (Вильчинскому)"[3]. Что интересно, в другом местном видеоматериале "Преосвященный Владыка. Епископ Павел (Вильчинский)" видно, как ведущая зачитывает отрывки из копии некролога (1908 г.) и выступления священника Стефана Софинского по случаю кончины епископа Павла[4]. Но ведь именно в этом некрологе и сообщается подлинная дата рождения архиерея - 1826 год и говорится о том, что он "скончался около 82 лет от роду" [5]. Мало того, в 2018 году вышло посмертное издание книги А.П. Новикова об епископе Павле, где также указана правильная дата рождения архиерея - 2016 год [6]. Так как же могла попасть недостоверная дата - 1829 год - на мемориальную доску, посвященную епископу Павлу?

С другой стороны, правомерно ли использовать термин "святитель" по отношению к Преосвященному Павлу [7], не критически перенимая некоторые обороты траурных и юбилейных речей, частной переписки, опубликованных в дореволюционной печати, не разъясняя при этом двоякий смысл этого понятия? Так, на обложке книги А.П. Новикова, посвященной биографии епископа Павла (2018 г.), есть надпись "Святители земли Русской"[8]. То есть издатели книги отнесли данного архиерея к святителям, не утруждая себя на этот счет какими-либо разъяснениями.

Надо подчеркнуть, что в наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть прежде всего канонизированных архиереев. Считать епископа Павла (Вильчинского) святителем, в этом смысле этого слова, преждевременно, т.к. он пока не канонизирован, т.е. не является святым Русской Церкви.

Приведем некоторые выдержки из православных справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др."[9]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" [10]; "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" [11]. А вот самое лаконичное определение: "Святитель - святой архиерей" [12].

По этому поводу конкретно высказался Святейший Патриарх Кирилл 19 декабря 2016 года: "В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23)... святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам [13].

В любом случае автор (или редактор) произведения, в котором затрагивается тема "святительства", должен разъяснить читателям конкретный смысл, вкладываемый в содержание термина "святитель" (просто архиерей или канонизированный архиерей), сославшись при этом на соответствующую историко-церковную литературу. Иначе неизбежна путаница в понятиях, что, в какой-то степени, может принизить в сознании неискушенного читателя историческое значение святителей - канонизированных Церковью архиереев.

Ссылки и примечания

1. См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6, 7. Таким образом, автор некролога, скрывшийся под аббревиатурой "С.С.С.", фактически стал первым биографом Преосвященного Павла, правильно назвавший даты и основные вехи жизни подвижника.

2. См., например, Павел (Вильчинский) [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_(Вильчинский)]; Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2001, №1. С. 3. Называя 1930 год, как дату рождения епископа Павла, А.П. Новиков тут же, в скобках, сделал оговорку "(по другим данным - в ноябре 1826 года)". Причем, и в этом случае отсутствует ссылки на источники и литературу. Почему А.П. Новиков в 2001 году считал 1830 год более достоверной датой рождения епископа до сих пор остается загадкой. Кроме того, А.П. Новиков нигде не писал, что эта дата ошибочна.

3. См. Панихида по епископу Павлу (Вильчинскому) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ntvzHt5008Y (дата обращения: 30.06.2018), а также: День памяти епископа Павла (Вильчинского) [Электронный ресурс]. URL: https://balashovblag.ru/news/novosti-eparhii/7636-den-pamyati-episkopa-pavla-vilchinskogo.html (дата обращения: 30.06.2018).

4. См. Преосвященный Владыка. Епископ Павел (Вильчинский) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=stQNH6-rZlQ&list=PLNiwJHGPrlRG56iCfBwy-uif7w1
HJYtY3 (дата обращения: 30.06.2018).

5. См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6, 7.

6. См. Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 7. В названии книги содержатся ошибки.

7. См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24; Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 95.

8. См. фотографию обложки книги в интернете по адресу: http://baladmin.ru/news/8085/?sphrase_id=10555 (дата обращения: 30.06.2018). Кроме того, на обложке книги А.П. Новикова, опубликованной в 2018 году, светская фамилия Преосвященного Павла написана как Вельчинский, а не Вильчинский, какая она на самом деле. Авторы материала, размещенного вместе с фотографией обложки книги, также не заметили этой вопиющей ошибки и повторили в тексте заметки искаженную фамилию архиерея, не сделав никакой оговорки (примечания). Это непростительно, учитывая широкую известность епископа Павла (Вильчинского) в истории РПЦ. Кроме того, на С. 2, 143 книги неправильно написаны инициалы автора книги: не "А.П.", как должно быть, а "А.Н.", что также не добавляет авторитета тем, кто готовил и издавал рукопись книги.

9. См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 30.06.2018).

10. См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс].

URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 30.06.2018).

11. См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс].

URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 30.06.2018).

12. См. Святитель [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2399.htm (дата обращения: 30.06.2018).

13. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 30.01.2018).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2018

Материал размещен с разрешения автора.

См. материал "Надо ли было спешить с изданием незавершенного труда А.П. Новикова о епископе Павле (Вильчинском)?"

| Дата размещения: 12.07.2018 |


Аннотации

» См. все аннотации

© НЭИ "Российская историография", 2018. Хостинг от uCoz.